Практическая работа № 4

Тема «Синтаксис и пунктуация»

Цель: научиться определять типы связи слов в словосочетаниях, выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять грамматические ошибки, допускаемые при построении предложений.

1) Распределите словосочетания на три группы по типам подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), для чего составьте таблицу.

Согласование Управление Примыкание
Тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в той же форме, что и главное, и при изменении главного слова изменяется вместе с ним. Главная улица. Первый этаж. Мой портфель. Думающий студент. Вопросы к зависимому слову: какой, который чей? Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже и с изменением главного не меняется. Читать письмо. Галстук пионера. Уехавший за город. Приехав вовремя. Умный от природы. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей и выражено существительным или местоимением. Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив (неопределённая форма глагола). Тихо шептать. Предложить войти. Говорил улыбаясь.

 

2)Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Подчеркните члены предложения, подпишите части речи.

Дайте характеристику предложения по плану:

1.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.По интонации (восклицательное, невосклицательное).

3.По количеству грамматических основ (простое, сложное).

4.По наличию второстепенных членов предложения (распространённые, нераспространённые).

5.По составу грамматической основы (односоставное (или только подлежащее – назывное, или только сказуемое – определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное) и двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).

6.По полноте понимания смысла (полное и неполное).

7.Осложнено чем-нибудь или нет, если осложнено, то укажите чем.

Составьте схему осложнённого предложения, на схеме покажите грамматическую основу и то, чем предложение осложнено).

3)Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

Подчеркните грамматические основы предложений, подпишите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Дайте общую характеристику предложения по плану:

1.По цели высказывания.

2. По интонации.

3. По количеству грамматических основ; укажите тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложение). При характеристике сложносочинённого предложения укажите тип союза (сочинительный соединительный, разделительный или противительный). При характеристике сложноподчинённого предложения укажите тип придаточного (изъяснительное (вопросы косвенных падежей), определительное (вопросы определений: какой, который?) или обстоятельственное (вопросы обстоятельств).

4.Далее дайте характеристику каждого простого предложения в составе сложного.

5.Составьте схему сложного предложения.

4)Расставьте знаки препинания в предложениях.

При выполнении этого задания графически, т.е. подчёркиванием членов предложения, покажите, почему вы ставите тот или иной знак препинания.

5)Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Виды речевых недочётов: нарушение порядка слов в предложении, нарушение согласования подлежащего со сказуемым, определения с определяемым словом, нарушение нормы управления, неправильное использование обособленных конструкций.

Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении в речи деепричастных оборотов. В предложениях с деепричастными оборотами обязательно должно быть или подразумеваться подлежащее, которое относится и к деепричастию, и к сказуемому. Придя домой, я отдыхаю и делаю уроки. Я прихожу домой, я отдыхаю и делаю уроки.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть синтаксическими и пунктуационными нормами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение практических работ по русскому языку позволяет закрепить и систематизировать знания по данной дисциплине, подготовиться к итоговым и вступительным испытаниям по данному предмету. Методические указания призваны оказать помощь в выполнении практических заданий как в аудитории, так и самостоятельно, превратив эту работу в полезную и увлекательную.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Антонова, Е. С. Русский язык: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 6-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2014. – 384 с.

2. Воителева, Т. М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации / Т. М. Воителева. – 4-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2014. – 144 с.

3. Методические указания по выполнению различных видов разборов в русском языке для обучающихся по программам среднего профессионального образования / сост. Е. В. Светюха. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 11 с.

4. Петрякова, А. Г. Культура речи: практикум-справочник для 10-11 классов / А. Г. Петрякова. – 2-е издание. – Москва: Флинта, Наука, 1998. – 256 с.

5. Фроянова, Т. И. Культура русской речи: практикум: учебное пособие / Т. И. Фроянова. – Санкт-Петербург: Паритет, 2003. – 160 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Практическая работа № 1……………………………………………………3

2. Практическая работа № 2……………………………………………………5

3. Практическая работа № 3……………………………………………………10

4. Практическая работа № 4………………………………………………….…15 Заключение……………………………………………………………………....17

Библиографический список……………………………………………………..17

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: