Тема «Морфемика, словообразование, морфология».
Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.
Ход работы
1) Выполните морфемный разбор слова. Определите тип основы каждого слова (простая или сложная, производная или непроизводная).
Морфемный разбор – это разбор слова по составу, определение его структуры. Среди компонентов слова можно выделить следующие: корневую морфему (корень) и служебные морфемы (приставку, суффикс, интерфикс, окончание, постфикс).
Корень – это главная часть слова, в ней заключено лексическое значение слова. Чтобы найти корень, необходимо подобрать родственные слова; повторяющаяся часть во всех словах и будет являться корнем.
Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой. Она служит как для образования новых слов, так и для создания словоформ (совершенного вида глаголов: делать – с делать, писать – на писать).
|
|
Суффикс – это часть слова, находящаяся после корня или после другого суффикса. Суффикс тоже служит как для создания новых слов, так и для образования словоформ (степеней сравнения имён прилагательных и наречий, особых форм глаголов – причастий и деепричастий).
Интерфикс – это соединительный гласный в сложных словах. Существуют интерфиксы О, Е (пешеход, луноход, тысячелетие).
Окончание – это изменяемая часть слова. В русском языке есть слова, не имеющие окончаний (наречия, деепричастия, несклоняемые имена существительные, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени). Нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками в определённой форме слова, но проявляющееся в других формах (стол – стола, столу).
Постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. К ним относятся –ся-, -сь-, -те- в глаголах и –то-, -либо-, -нибудь- в неопределённых местоимениях.
Основа слова – это часть слова без окончания. Непроизводная основа состоит только из корня и не включает в себя других морфем (лес, стол, стул). Производная основа кроме корня включает в себя и другие морфемы (лесок, перелесок, домик, садовник). Простая основа содержит один по количеству корень (посадка), а сложная основа состоит из нескольких корней (книголюб, любвеобильный).
Порядок разбора по составу
1. Выделить окончание и основу.
2. Последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы.
3. Выделить корень.
4. Определить тип основы (простая или сложная, производная или непроизводная).
|
|
2. Выполнить словообразовательный разбор слов.
Словообразовательный разбор слова заключается в определении его способа словообразования. Различают морфологический способ словообразования, который включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ слов, начальных букв основ, частей основ; бессуффиксный, обратное словообразование. Кроме этого, существуют неморфологические способы словообразования: переход слов из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), лексико-семантический (изменение значения уже существующих в языке слов), лексико-синтаксический (слияние нескольких часто употребляемых вместе слов в одно).
План словообразовательного разбора
1. Установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу.
2. Найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы).
3. Сопоставляя состав разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования.
Имя существительное
А) Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.
Как определить род существительных
1. Существительные работяга, молодчина, неряха, плакса, сирота и другие могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду (существительные общего рода): Таня такая плакса. Петя жуткий неряха.
2. Такому же правилу подчиняются и слова иноязычного происхождения – визави, протеже, инкогнито.
3. Слово «кофе» - мужского рода.
4. Слова «бренди», «мокко», «эсперанто» можно отнести и к мужскому, и к среднему роду.
5. Слова оценочного характера типа «заводишко», «ножище», «ножища» сохраняют род тех слов, от которых они образованы.
6. Несклоняемые наименования животных обычно мужского рода: умный пони, быстрый кенгуру, но – ядовитая цеце, так как муха.
7. Несклоняемые географические названия обычно имеют тот же род, что и видовое название: прекрасный Тбилиси (город), полноводная Миссисипи (река).
Б)Допишите, где нужно, окончания.
Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный, не склоняются: восхищаюсь романом Франсуа Рабле.
Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на –КО-, не склоняются: сочинение Анны Галущенко.
Мужские иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, склоняются, а женские – нет.
Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, не имеют формы множественного числа (семья Бодлер, семья Петровых).
В)Исправьте речевые ошибки.
Виды ошибок: употребление форм рода; употребление форм числа; использование падежных форм.
Имя прилагательное
А) Образуйте все возможные степени сравнения имён прилагательных.
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная (показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в большей или меньшей степени). | Превосходная (показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в наибольшей степени). | ||
Простая форма | Составная форма | Простая форма | Составная форма |
К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ее-, -ей-, -е-, -ше-. | К имени прилагательному прибавляются слова более, менее. | К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ейш-, -айш-. | 1)К имени прилагательному прибавляется слово самый. 2)К простой форме сравнительной степени прибавляются слова всех, всего. |
Степени сравнения могут иметь только качественные имена прилагательные. Образец: красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый, красивее всех. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже.
Б) Исправьте речевые ошибки.
Виды ошибок: употребление в одном ряду полных и кратких форм прилагательных; смешение простых и составных форм степеней сравнения
|
|
Имя числительное и местоимение
А)Просклоняйте числительное.
При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.
Образец:
И.п. восемьсот пятьдесят семь
Р.п. восьмисот пятидесяти семи
Д.п. восьмистам пятидесяти семи
В.п. восемьсот пятьдесят семь
Т.п. восьмьюстами пятьюдесятью семью
П.п. о восьмистах пятидесяти семи.
Б)Просклоняйте словосочетание с числительным ОБА, ОБЕ.
При склонении числительного ОБА появляется гласный О: обоих друзей, обоими друзьями. При склонении числительного ОБЕ появляется гласный Е: обеих книг, обеим подругам.
В)Исправьте речевые ошибки.
Виды ошибок: ошибки в склонении числительных, ошибки в употреблении числительных (числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а числительное обе – с существительными женского рода); употребление ненормативных местоимений; нагромождение местоимений, создающее неясность текста.
Глагол
А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов.
Совершенный вид – вопрос что сделать? Несовершенный вид – вопрос что делать?
Возвратные глаголы имеют постфикс –ся-, -сь-. Невозвратные глаголы не имеют таких постфиксов.
Переходные глаголы сочетаются с существительными в В.п. без предлога (любить Родину, купить сумку). Непереходные глаголы не сочетаются с такими существительными.
Чтобы определить спряжение глагола, его необходимо поставить в форму 3 лица множественного числа. Окончание –ут-, -ют- у глаголов 1 спряжения, окончание –ат-, -ят- у глаголов 2 спряжения. Например, читать (что делать?), они (что делают?) читают. Окончание –ют-, значит, это глагол 1 спряжения. В русском языке есть разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать.
Б)Исправьте речевые ошибки.
Виды ошибок: неправильное образование глагольных форм; ошибки в использовании разноспрягаемых глаголов; склонение разноспрягаемых глаголов; образование особых форм глагола – причастий и деепричастий.
В)Проспрягайте глагол.
Вам необходимо проспрягать, т.е. изменить по лицам и числам, недостаточный глагол. Недостаточными глаголами называются те, у которых не хватает отдельных форм, в данном случае – формы 1 лица единственного числа. К недостаточным глаголам относятся затмить, дудеть, чудить, дерзить, преградить, обессмертить, басить, ерундить, тузить, ощутить, убедить, очутиться, победить. Форма 1 лица для этих глаголов образуется с помощью других (вспомогательных) глаголов – суметь, мочь/смочь, постараться, попытаться: смогу (попытаюсь) ощутить, постараюсь очутиться, смогу убедить, сумею победить.
|
|
Образец:
Единственное число
1лицо я постараюсь затмить
2 лицо ты затмишь
3 лицо он затмит
Множественное число
1 лицо мы затмим
2 лицо вы затмите
3 лицо они затмят.
Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.