Практическая работа № 3

Тема «Морфемика, словообразование, морфология».

Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

Ход работы

1) Выполните морфемный разбор слова. Определите тип основы каждого слова (простая или сложная, производная или непроизводная).

Морфемный разбор – это разбор слова по составу, определение его структуры. Среди компонентов слова можно выделить следующие: корневую морфему (корень) и служебные морфемы (приставку, суффикс, интерфикс, окончание, постфикс).

Корень – это главная часть слова, в ней заключено лексическое значение слова. Чтобы найти корень, необходимо подобрать родственные слова; повторяющаяся часть во всех словах и будет являться корнем.

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой. Она служит как для образования новых слов, так и для создания словоформ (совершенного вида глаголов: делать – с делать, писать – на писать).

Суффикс – это часть слова, находящаяся после корня или после другого суффикса. Суффикс тоже служит как для создания новых слов, так и для образования словоформ (степеней сравнения имён прилагательных и наречий, особых форм глаголов – причастий и деепричастий).

Интерфикс – это соединительный гласный в сложных словах. Существуют интерфиксы О, Е (пешеход, луноход, тысячелетие).

Окончание – это изменяемая часть слова. В русском языке есть слова, не имеющие окончаний (наречия, деепричастия, несклоняемые имена существительные, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени). Нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками в определённой форме слова, но проявляющееся в других формах (стол – стола, столу).

Постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. К ним относятся –ся-, -сь-, -те- в глаголах и –то-, -либо-, -нибудь- в неопределённых местоимениях.

Основа слова – это часть слова без окончания. Непроизводная основа состоит только из корня и не включает в себя других морфем (лес, стол, стул). Производная основа кроме корня включает в себя и другие морфемы (лесок, перелесок, домик, садовник). Простая основа содержит один по количеству корень (посадка), а сложная основа состоит из нескольких корней (книголюб, любвеобильный).

Порядок разбора по составу

1. Выделить окончание и основу.

2. Последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы.

3. Выделить корень.

4. Определить тип основы (простая или сложная, производная или непроизводная).

2. Выполнить словообразовательный разбор слов.

Словообразовательный разбор слова заключается в определении его способа словообразования. Различают морфологический способ словообразования, который включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ слов, начальных букв основ, частей основ; бессуффиксный, обратное словообразование. Кроме этого, существуют неморфологические способы словообразования: переход слов из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), лексико-семантический (изменение значения уже существующих в языке слов), лексико-синтаксический (слияние нескольких часто употребляемых вместе слов в одно).

План словообразовательного разбора

1. Установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу.

2. Найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы).

3. Сопоставляя состав разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования.

Имя существительное

А) Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Как определить род существительных

1. Существительные работяга, молодчина, неряха, плакса, сирота и другие могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду (существительные общего рода): Таня такая плакса. Петя жуткий неряха.

2. Такому же правилу подчиняются и слова иноязычного происхождения – визави, протеже, инкогнито.

3. Слово «кофе» - мужского рода.

4. Слова «бренди», «мокко», «эсперанто» можно отнести и к мужскому, и к среднему роду.

5. Слова оценочного характера типа «заводишко», «ножище», «ножища» сохраняют род тех слов, от которых они образованы.

6. Несклоняемые наименования животных обычно мужского рода: умный пони, быстрый кенгуру, но – ядовитая цеце, так как муха.

7. Несклоняемые географические названия обычно имеют тот же род, что и видовое название: прекрасный Тбилиси (город), полноводная Миссисипи (река).

Б)Допишите, где нужно, окончания.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный, не склоняются: восхищаюсь романом Франсуа Рабле.

Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на –КО-, не склоняются: сочинение Анны Галущенко.

Мужские иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, склоняются, а женские – нет.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, не имеют формы множественного числа (семья Бодлер, семья Петровых).

В)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: употребление форм рода; употребление форм числа; использование падежных форм.

Имя прилагательное

А) Образуйте все возможные степени сравнения имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных

Сравнительная

(показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в большей или меньшей степени).

Превосходная

(показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в наибольшей степени).

Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма
К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ее-, -ей-, -е-, -ше-. К имени прилагательному прибавляются слова более, менее. К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ейш-, -айш-. 1)К имени прилагательному прибавляется слово самый. 2)К простой форме сравнительной степени прибавляются слова всех, всего.

Степени сравнения могут иметь только качественные имена прилагательные. Образец: красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый, красивее всех. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже.

Б) Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: употребление в одном ряду полных и кратких форм прилагательных; смешение простых и составных форм степеней сравнения

Имя числительное и местоимение

А)Просклоняйте числительное.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Образец:

И.п. восемьсот пятьдесят семь

Р.п. восьмисот пятидесяти семи

Д.п. восьмистам пятидесяти семи

В.п. восемьсот пятьдесят семь

Т.п. восьмьюстами пятьюдесятью семью

П.п. о восьмистах пятидесяти семи.

Б)Просклоняйте словосочетание с числительным ОБА, ОБЕ.

При склонении числительного ОБА появляется гласный О: обоих друзей, обоими друзьями. При склонении числительного ОБЕ появляется гласный Е: обеих книг, обеим подругам.

В)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: ошибки в склонении числительных, ошибки в употреблении числительных (числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а числительное обе – с существительными женского рода); употребление ненормативных местоимений; нагромождение местоимений, создающее неясность текста.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов.

Совершенный вид – вопрос что сделать? Несовершенный вид – вопрос что делать?

Возвратные глаголы имеют постфикс –ся-, -сь-. Невозвратные глаголы не имеют таких постфиксов.

Переходные глаголы сочетаются с существительными в В.п. без предлога (любить Родину, купить сумку). Непереходные глаголы не сочетаются с такими существительными.

Чтобы определить спряжение глагола, его необходимо поставить в форму 3 лица множественного числа. Окончание –ут-, -ют- у глаголов 1 спряжения, окончание –ат-, -ят- у глаголов 2 спряжения. Например, читать (что делать?), они (что делают?) читают. Окончание –ют-, значит, это глагол 1 спряжения. В русском языке есть разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать.

Б)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: неправильное образование глагольных форм; ошибки в использовании разноспрягаемых глаголов; склонение разноспрягаемых глаголов; образование особых форм глагола – причастий и деепричастий.

В)Проспрягайте глагол.

Вам необходимо проспрягать, т.е. изменить по лицам и числам, недостаточный глагол. Недостаточными глаголами называются те, у которых не хватает отдельных форм, в данном случае – формы 1 лица единственного числа. К недостаточным глаголам относятся затмить, дудеть, чудить, дерзить, преградить, обессмертить, басить, ерундить, тузить, ощутить, убедить, очутиться, победить. Форма 1 лица для этих глаголов образуется с помощью других (вспомогательных) глаголов – суметь, мочь/смочь, постараться, попытаться: смогу (попытаюсь) ощутить, постараюсь очутиться, смогу убедить, сумею победить.

Образец:

Единственное число

1лицо я постараюсь затмить

2 лицо ты затмишь

3 лицо он затмит

Множественное число

1 лицо мы затмим

2 лицо вы затмите

3 лицо они затмят.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: