Практическая работа № 1

Методические указания

По выполнению практических работ

По русскому языку для обучающихся

Курса всех специальностей

Вологда

2018

Методические указания по проведению практических работ для обучающихся 1 курса всех специальностей.  – Вологда, ВоГУ, 2018. - 18 с.

 

В методических указаниях даны рекомендации по выполнению практических работ по русскому языку, адресованные студентам всех специальностей очной формы обучения в МТ ВоГУ.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель Е.В. Светюха, преподаватель.

 

 

Рецензент Е.А. Хлевная, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, начальник по воспитательной работе МТ ВоГУ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Практические работы по русскому языку являются важным этапом закрепления знаний и умений, формирования навыков работы с материалом, подготовки обучающихся к идеальному владению языком в условиях профессионального общения.

Методические указания разработаны с целью закрепить знания студентов по выполнению различного вида разборов, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, научить выполнять творческие задания, исправлять различные виды речевых ошибок. Методические указания содержат образцы готовых заданий и теоретический материал, необходимый для овладения умениями и навыками по русскому языку, которые будут востребованы при сдаче ЕГЭ для поступления в высшие учебные заведения.

Методические указания могут быть использованы студентами всех специальностей машиностроительного техникума Вологодского государственного университета для выполнения обязательных практических работ по русскому языку, а также в качестве дополнительного материала при подготовке к письменному экзамену в техникуме и ЕГЭ по русскому языку. Единый государственный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) – это совершенная тестовая форма государственной аттестации учащихся, заканчивающих среднюю общеобразовательную школу. Экзамен призван совместить итоговую аттестацию выпускников со вступительными экзаменами в большинстве высших учебных заведений России. Работа с методическими указаниями даст возможность отработать все темы в целом по стилистике, фонетике, орфоэпии, орфографии, лексикологии, фразеологии, морфологии, морфемике, словообразованию, синтаксису и пунктуации, как и только те, которые вызывают затруднения.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография».

Цель: вырабатывать навык выполнения лингвостилистического анализа текста, фонетического разбора слова, работы со справочным материалом.

Ход работы

1. Выполните лингвостилистический анализ текста.

Цель анализа текста – увидеть в конкретном произведении закономерности его построения, определить стиль, тип, жанровые особенности.

План частичного анализа текста

1.Тема текста.

2.Идея текста.

3.Тип текста.

4.Стиль текста.

5.Доказательства принадлежности текста к определённому стилю:

а) цель высказывания;

б) сфера применения;

в) языковые средства, характерные для стиля.

Тема текста – это то, о чём в нём говорится. Идея текста – это основная мысль: что хочет автор текста донести до читателя, чему учит текст, что воспитывает, ради чего написан.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение. Описание – это изображение предмета, явления, человека, животного, места и т.д. Основой такого текста является сообщение о признаках, характеризующих состояние предмета. Описания различаются по теме: изображение человека, животного, природы, интерьера и др. В текстах-описаниях нет действий. Рассуждение – это цепь умозаключений, состоящая из тезиса (мысли, требующей доказательства), аргументов (доказательств, обоснований) и вывода. Повествование – описание действий, событий, последовательно сменяющих друг друга. Большая роль в этих текстах принадлежит глаголам.

Выделяют пять функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и художественный.

  Научный стиль используется в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме. Для него характерны логичность, ясность, точность, использование абстрактной лексики и терминологии.

Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога. Цель общения – непринуждённый разговор, беседа на бытовые темы.

Официально-деловой стиль реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера. Для стиля характерно использование официальной лексики и фразеологии, высокая регламентированность речи, официальность, безличность, почти полное отсутствие эмоционально-оценочных средств, слабая индивидуализация стиля.

Публицистический стиль реализует общение с помощью средств массовой информации с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирование общественного мнения и сознания.

Художественный стиль является открытой системой и не ограничен в использовании языковых возможностей (он может использовать элементы других стилей в эстетической функции). Метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней языка, использование синонимов, многозначность – характерные черты художественного стиля.

2. Сделайте фонетический разбор слова.

Фонетический разбор – это звуко-буквенный анализ, позволяющий судить о звуковой характеристике слова и процессах, происходящих в нём.

План фонетического разбора

1.Постановка в слове ударения, фонетическая транскрипция.

2.Деление слова на слоги, характеристика слогов.

3.Характеристика каждого звука, входящего в слово.

4.Подведение итога: соотношение количества звуков и букв.

Фонетическая транскрипция – это запись звучащей речи на письме с помощью особых знаков. Знаки препинания и прописные буквы в транскрипции не используются. Мягкость согласного звука обозначается с помощью апострофа (запятой над звуком), долготу согласного показывают с помощью горизонтальной черты над звуком. Слово обозначается в квадратные скобки, ставится ударение.

Среди согласных звуков могут происходить следующие процессы: оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими (зу б, ска з); озвончение глухого согласного перед звонким (с дал, моло т ьба); смягчение твёрдого согласного перед мягким (оли м пиада, з десь).

Гласные звуки в безударном положении могут быть подвержены изменениям. Узнать, каким именно, вам поможет таблица.

Позиционные изменения гласных звуков

Ударный гласный а о э и ы у
Первый предударный слог после твёрдого согласного а а э и ы у
Первый предударный слог после мягкого согласного и и и и ы у
Начало слова а а э и ы у
Безударный (далеко или за ударным) после твёрдого согласного ъ ъ ъ и ы у
Безударный (далеко или за ударным) после мягкого согласного ь ь ь и ы у

Согласные звуки характеризуются так: сонорный или шумный, если шумный, то звонкий или глухой; все звуки – твёрдый или мягкий.

К сонорным согласным относятся л, м, н, р, й и их мягкие варианты. Все остальные согласные звуки являются шумными.

Только твёрдыми являются согласные ж, ш, ц, только мягкими – ч, щ, й. Если после согласных стоят буквы е, ё, ю, я, и, ь для мягкости, звук становится мягким.

Гласные звуки характеризуются как ударные или безударные, лабиализованные или нелабиализованные. К лабиализованным звукам относятся о, у; все остальные гласные являются нелабиализованными.

Слоги характеризуются как открытые (заканчиваются на гласный звук) и закрытые (заканчиваются на согласный звук).

Образец фонетического разбора

Роса [расА] ро (открытый) – са (открытый).

Р [а] – согласный, сонорный, твёрдый.

о [а] – гласный, безударный, нелабиализованный.

с [с] – согласный, шумный, глухой, твёрдый.

а [а] – гласный, ударный, нелабиализованный.

4 буквы, 4 звука.

 

3. Расставьте ударение в словах, при необходимости воспользуйтесь орфоэпическим словарём.

Орфоэпический словарь показывает постановку ударения в словах и варианты их произношения. Проверить постановку ударения можно и по орфографическому словарю.

4. Вставьте пропущенные буквы в словах, расставьте скобки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением (роса – рОсы).

Непроизносимый согласный в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного находился гласный звук или сонорный согласный (известный – известие).

Гласные О-Ё после шипящих в корнях слов: под ударением пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово с буквой Е (чёлка – чело); если этого проделать нельзя, пишется О (шов).

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: О – под ударением (парчОй, чесучОвый), Е – в безударном положении (чАщей).

Правописание приставок, заканчивающихся на З, С: буква З пишется перед звонким согласным и перед гласным, С – перед глухим (разговор, рассказ).

Гласные И, Ы после приставок на согласный: буква Ы пишется после русских приставок на согласных вместо буквы И для удобства произношения (обыграть); буква И пишется после иноязычных приставок и приставок МЕЖ, СВЕРХ (сверхинтересный).

Правописание Ь после шипящих на конце слов: Ь пишется на конце существительных 3 склонения (ж.р., ед.ч.), на конце глаголов 2 лица единственного числа (думаешь), повелительного наклонения (съешь), инфинитива (беречь); никогда не пишется на конце существительных мужского рода (карандаш), множественного числа (много задач), кратких имён прилагательных (пригож).

Правописание приставок ПОЛУ, ПОЛ: приставка ПОЛУ всегда пишется слитно (полумрак). Приставка ПОЛ пишется через дефис в следующих случаях:

1)если корень начинается с гласной (пол-апельсина);

2)если корень начинается с буквы Л (пол-листа);

3)если корень начинается с прописной буквы (пол-Костромы).

В остальных случаях приставка ПОЛ пишется слитно.

5. Напишите вывод по работе, что даёт владение стилистическими, фонетическими, орфоэпическими, орфографическими нормами.

Фонетика – учение о звуковом строе языка, о звуках речи, ударении, интонации, особенностям деления звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Орфоэпия – наука о литературном произношении.

Орфография – наука о правописании слов.

Стилистика – раздел лингвистики, науки о языке, изучающий стилевые разновидности речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: