Методические указания
По выполнению практических работ
По русскому языку для обучающихся
Курса всех специальностей
Вологда
2018
Методические указания по проведению практических работ для обучающихся 1 курса всех специальностей. – Вологда, ВоГУ, 2018. - 18 с.
В методических указаниях даны рекомендации по выполнению практических работ по русскому языку, адресованные студентам всех специальностей очной формы обучения в МТ ВоГУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ
Составитель Е.В. Светюха, преподаватель.
Рецензент Е.А. Хлевная, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, начальник по воспитательной работе МТ ВоГУ
ВВЕДЕНИЕ
Практические работы по русскому языку являются важным этапом закрепления знаний и умений, формирования навыков работы с материалом, подготовки обучающихся к идеальному владению языком в условиях профессионального общения.
Методические указания разработаны с целью закрепить знания студентов по выполнению различного вида разборов, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, научить выполнять творческие задания, исправлять различные виды речевых ошибок. Методические указания содержат образцы готовых заданий и теоретический материал, необходимый для овладения умениями и навыками по русскому языку, которые будут востребованы при сдаче ЕГЭ для поступления в высшие учебные заведения.
|
|
Методические указания могут быть использованы студентами всех специальностей машиностроительного техникума Вологодского государственного университета для выполнения обязательных практических работ по русскому языку, а также в качестве дополнительного материала при подготовке к письменному экзамену в техникуме и ЕГЭ по русскому языку. Единый государственный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) – это совершенная тестовая форма государственной аттестации учащихся, заканчивающих среднюю общеобразовательную школу. Экзамен призван совместить итоговую аттестацию выпускников со вступительными экзаменами в большинстве высших учебных заведений России. Работа с методическими указаниями даст возможность отработать все темы в целом по стилистике, фонетике, орфоэпии, орфографии, лексикологии, фразеологии, морфологии, морфемике, словообразованию, синтаксису и пунктуации, как и только те, которые вызывают затруднения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография».
Цель: вырабатывать навык выполнения лингвостилистического анализа текста, фонетического разбора слова, работы со справочным материалом.
|
|
Ход работы
1. Выполните лингвостилистический анализ текста.
Цель анализа текста – увидеть в конкретном произведении закономерности его построения, определить стиль, тип, жанровые особенности.
План частичного анализа текста
1.Тема текста.
2.Идея текста.
3.Тип текста.
4.Стиль текста.
5.Доказательства принадлежности текста к определённому стилю:
а) цель высказывания;
б) сфера применения;
в) языковые средства, характерные для стиля.
Тема текста – это то, о чём в нём говорится. Идея текста – это основная мысль: что хочет автор текста донести до читателя, чему учит текст, что воспитывает, ради чего написан.
Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение. Описание – это изображение предмета, явления, человека, животного, места и т.д. Основой такого текста является сообщение о признаках, характеризующих состояние предмета. Описания различаются по теме: изображение человека, животного, природы, интерьера и др. В текстах-описаниях нет действий. Рассуждение – это цепь умозаключений, состоящая из тезиса (мысли, требующей доказательства), аргументов (доказательств, обоснований) и вывода. Повествование – описание действий, событий, последовательно сменяющих друг друга. Большая роль в этих текстах принадлежит глаголам.
Выделяют пять функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и художественный.
Научный стиль используется в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме. Для него характерны логичность, ясность, точность, использование абстрактной лексики и терминологии.
Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога. Цель общения – непринуждённый разговор, беседа на бытовые темы.
Официально-деловой стиль реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера. Для стиля характерно использование официальной лексики и фразеологии, высокая регламентированность речи, официальность, безличность, почти полное отсутствие эмоционально-оценочных средств, слабая индивидуализация стиля.
Публицистический стиль реализует общение с помощью средств массовой информации с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирование общественного мнения и сознания.
Художественный стиль является открытой системой и не ограничен в использовании языковых возможностей (он может использовать элементы других стилей в эстетической функции). Метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней языка, использование синонимов, многозначность – характерные черты художественного стиля.
2. Сделайте фонетический разбор слова.
Фонетический разбор – это звуко-буквенный анализ, позволяющий судить о звуковой характеристике слова и процессах, происходящих в нём.
План фонетического разбора
1.Постановка в слове ударения, фонетическая транскрипция.
2.Деление слова на слоги, характеристика слогов.
3.Характеристика каждого звука, входящего в слово.
4.Подведение итога: соотношение количества звуков и букв.
Фонетическая транскрипция – это запись звучащей речи на письме с помощью особых знаков. Знаки препинания и прописные буквы в транскрипции не используются. Мягкость согласного звука обозначается с помощью апострофа (запятой над звуком), долготу согласного показывают с помощью горизонтальной черты над звуком. Слово обозначается в квадратные скобки, ставится ударение.
Среди согласных звуков могут происходить следующие процессы: оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими (зу б, ска з); озвончение глухого согласного перед звонким (с дал, моло т ьба); смягчение твёрдого согласного перед мягким (оли м пиада, з десь).
|
|
Гласные звуки в безударном положении могут быть подвержены изменениям. Узнать, каким именно, вам поможет таблица.
Позиционные изменения гласных звуков
Ударный гласный | а | о | э | и | ы | у |
Первый предударный слог после твёрдого согласного | а | а | э | и | ы | у |
Первый предударный слог после мягкого согласного | и | и | и | и | ы | у |
Начало слова | а | а | э | и | ы | у |
Безударный (далеко или за ударным) после твёрдого согласного | ъ | ъ | ъ | и | ы | у |
Безударный (далеко или за ударным) после мягкого согласного | ь | ь | ь | и | ы | у |
Согласные звуки характеризуются так: сонорный или шумный, если шумный, то звонкий или глухой; все звуки – твёрдый или мягкий.
К сонорным согласным относятся л, м, н, р, й и их мягкие варианты. Все остальные согласные звуки являются шумными.
Только твёрдыми являются согласные ж, ш, ц, только мягкими – ч, щ, й. Если после согласных стоят буквы е, ё, ю, я, и, ь для мягкости, звук становится мягким.
Гласные звуки характеризуются как ударные или безударные, лабиализованные или нелабиализованные. К лабиализованным звукам относятся о, у; все остальные гласные являются нелабиализованными.
Слоги характеризуются как открытые (заканчиваются на гласный звук) и закрытые (заканчиваются на согласный звук).
Образец фонетического разбора
Роса [расА] ро (открытый) – са (открытый).
Р [а] – согласный, сонорный, твёрдый.
о [а] – гласный, безударный, нелабиализованный.
с [с] – согласный, шумный, глухой, твёрдый.
а [а] – гласный, ударный, нелабиализованный.
4 буквы, 4 звука.
3. Расставьте ударение в словах, при необходимости воспользуйтесь орфоэпическим словарём.
Орфоэпический словарь показывает постановку ударения в словах и варианты их произношения. Проверить постановку ударения можно и по орфографическому словарю.
4. Вставьте пропущенные буквы в словах, расставьте скобки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением (роса – рОсы).
|
|
Непроизносимый согласный в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного находился гласный звук или сонорный согласный (известный – известие).
Гласные О-Ё после шипящих в корнях слов: под ударением пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово с буквой Е (чёлка – чело); если этого проделать нельзя, пишется О (шов).
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: О – под ударением (парчОй, чесучОвый), Е – в безударном положении (чАщей).
Правописание приставок, заканчивающихся на З, С: буква З пишется перед звонким согласным и перед гласным, С – перед глухим (разговор, рассказ).
Гласные И, Ы после приставок на согласный: буква Ы пишется после русских приставок на согласных вместо буквы И для удобства произношения (обыграть); буква И пишется после иноязычных приставок и приставок МЕЖ, СВЕРХ (сверхинтересный).
Правописание Ь после шипящих на конце слов: Ь пишется на конце существительных 3 склонения (ж.р., ед.ч.), на конце глаголов 2 лица единственного числа (думаешь), повелительного наклонения (съешь), инфинитива (беречь); никогда не пишется на конце существительных мужского рода (карандаш), множественного числа (много задач), кратких имён прилагательных (пригож).
Правописание приставок ПОЛУ, ПОЛ: приставка ПОЛУ всегда пишется слитно (полумрак). Приставка ПОЛ пишется через дефис в следующих случаях:
1)если корень начинается с гласной (пол-апельсина);
2)если корень начинается с буквы Л (пол-листа);
3)если корень начинается с прописной буквы (пол-Костромы).
В остальных случаях приставка ПОЛ пишется слитно.
5. Напишите вывод по работе, что даёт владение стилистическими, фонетическими, орфоэпическими, орфографическими нормами.
Фонетика – учение о звуковом строе языка, о звуках речи, ударении, интонации, особенностям деления звукового потока на слоги и более крупные отрезки.
Орфоэпия – наука о литературном произношении.
Орфография – наука о правописании слов.
Стилистика – раздел лингвистики, науки о языке, изучающий стилевые разновидности речи.