Тема «Лексикология, фразеология, лексикография».
Цель: повторение сведений о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах, речевых ошибках в употреблении слов, развитие навыков работы со справочным материалом, составления связных высказываний.
Ход работы
1. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните, в чём они заключаются.
Виды речевых ошибок (лексических)
Тавтология – это неуместное употребление однокоренных слов.
Плеоназм (речевая избыточность) – это повторение в тексте лишних слов с одинаковым или очень близким значением.
Употребление слов в несвойственном им значении.
Алогизмы – слово не соответствует общему содержанию текста.
Псевдовысокий стиль – стремление во что бы то ни стало говорить красиво.
2. Спишите выражения, подчеркните одной чертой выражение с прямым значением. Объясните значение фразеологизмов.
Прямое значение слова – это первичное его значение, оно возникает вместе с предметом или явлением. Переносное же значение вторично, оно появляется на основе сходства между предметами или явлениями.
|
|
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, обладающие целостным, сочетающимся со словом лексическим значением (ни рыба ни мясо; водит за нос; перегибать палку).
3. Определите значение фразеологических выражений и их происхождение. При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарём.
Фразеологический словарь даёт толкование значений фразеологизмов, сведения об их стилистической окраске (разг., простор., груб. простор., книжн.), справку этимологического характера (откуда в наш язык пришло данное выражение). Словарные статьи в современных фразеологических словарях следует искать по ключевым словам фразеологизма. Например, у него каша в голове. Мы должны искать слово «каша», а далее приводятся все существующие фразеологизмы с данным словом, среди которых мы находим искомый.
Образец выполнения задания:
Авгиевы конюшни (из греческой мифологии) – что-то чрезвычайно грязное и запущенное.
4. Запишите синонимы для прилагательного.
Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по лексическому значению.
При подборе синонимов для прилагательных необходимо помнить следующее: одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.
5. Напишите подходящие по смыслу антонимы. Определите их вид по структуре.
Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значении. Антонимы к прилагательным можно подобрать только в том случае, если они употреблены в сочетании с существительными.
Виды анонимов по структуре: однокоренные (имеют одинаковые корни: счастье – несчастье, звёздный – беззвёздный) и разнокоренные (имеют разные корни: сесть – встать, счастье – горе).
|
|
6. Подчеркните омонимы, определите их вид.
Виды омонимов:
а) лексические – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (лавка (скамья) и лавка (магазин));
б) фонетические (омофоны) – слова, которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному (лук – луг);
в) грамматические (омоформы) – слова, которые совпадают по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах (три стену лучше – оценка за ответ «три»);
г) графические (омографы) – слова, которые пишутся одинаково, но различаются постановкой ударения и, соответственно, лексическим значением (ирИс (конфета) – Ирис (цветок)).
7. Объясните значение паронимов.
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Чтобы объяснить значение паронимов, необходимо обратиться к толковому словарю.
8. Прочитайте текст, определите проблему, которую поднимает автор текста, и авторскую позицию. Согласны ли вы с автором, почему? Напишите сочинение- рассуждение по данному тексту.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующее разрешения исследование. Авторская позиция – это мнение автора по этому вопросу. Её можно сформулировать самому или выписать из текста. При использовании цитаты необходимо правильно её оформить или как предложение с прямой речью, или ввести в своё предложение, написав со строчной буквы и заключив в кавычки. Образец оформления цитат:
Сухомлинский говорил: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни». (Предложение с прямой речью). Позиция Сухомлинского предельно понятна: он считает, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни».
Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис (мысль, требующая доказательства: здесь нужно определить проблему, которая волнует автора, и прокомментировать её (почему автор считает её важной)); вторая часть сочинения – это аргументы, здесь необходимо сформулировать авторскую позицию по проблеме, согласиться с ней или опровергнуть, объяснить, почему вы так считаете. Третья часть сочинения – это вывод: необходимо подвести итог сказанному. (Таким образом, мы видим, что проблема ….очень важна для нас, потому что …).
Вступление – это визитная карточка всей работы. Оно должно быть ярким, красочным, оригинальным. Основная часть по объёму в три раза больше вступления. Вывод составляет одно-два предложения.
После написания сочинения на черновике тщательно проверьте его, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, устраните тавтологию, а затем перепишите работу набело.
В конце практической работы сделайте вывод о роли в нашей речи синонимов, антонимов, омонимов.