Иероглифическое письмо

 

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Раннее развитие земледелия в долине Нила способствовало росту материальной культуры и техники. Необходимость в искусственном орошении уже в глубокой древности привела к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднее водо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики техника обработки камня, а также изготовления изящных украшений из драгоценных металлов. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться зачатки научных знаний.

Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros - жрец и glyphe - резьба) письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV - III тысячелетиям до н.э.

Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные рисунки уже приближаются к значению картинных письменных знаков и облекаются в упрощенную схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловой рисунок.

Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни - слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в до н.э. и получила широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.

Медленное развитие и сложность египетской иероглифической письменности в некоторой степени объясняются тем, что она была привилегией жрецов, выступавших монополистами знаний и поэтому не заинтересованных в распространении этих знаний. Наоборот, писцы и жрецы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов».

Становление китайских иероглифов относится примерно к III тысячелетию до н.э. и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров, хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякого влияния извне.

До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти картинки начали изображать упрощенными линиями и кривыми, которые иногда даже теряли всякое сходство с изображением.

Но рисунками можно изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятий китайцы начали соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначали рощу, а три - лес, собака и рот - лаять, рот и дитя - кричать и т.д.

Особенность китайского языка в том, что очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, но разных по тону и значению. Чтобы различить их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.

Другая особенность китайского языка в том, что он состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали правило: для каждого слова - особый знак. Это привело к созданию колоссального количества знаков, которых насчитывают до 50 тысяч. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4 - 5 тысяч иероглифов.

Слоговое письмо

 

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

Слоговое письмо состоит из таких знаков (слоговых букв), которые соответствуют целому слогу, т. е. чаще всего нескольким звукам сразу. Если, пользуясь каким-либо слоговым письмом, написать слово мама, то оно будет состоять из двух одинаковых букв, каждая из которых обозначает слог ма.

Первые слоговые знаки возникают в процессе развития идеографического письма, в котором каждый знак соответствует значению слова. Постепенно отдельные идеографические знаки начинают утрачивать связь со значением слова, сохраняя лишь свое звучание (чтение), и превращаются тем самым в фонетические (звуковые) знаки. Такой процесс обычно возникает, если в языке, который обслуживается идеографическим письмом, довольно много односложных слов. Именно таким был, например, шумерский язык, и поэтому в шумерском идеографическом письме активно начинают возникать слоговые знаки. Как это происходило, можно понять из следующего примера. В шумерском письме был знак ^ для слова стрела, которое по-шумерски произносилось [ti], т. е. было односложным. Со временем этот знак стал обозначать слог ti в разных словах. Слоговые знаки преимущественно использовались для обозначения грамматических показателей и служебных слов, т. е. наиболее часто повторяющихся элементов текста, тогда как основы слов, как и ранее, продолжали обозначаться с помощью идеографических знаков.

Появление слоговых знаков можно рассматривать как качественный и количественный скачок в истории развития письма. Качественный — потому, что слоговые знаки — это первые знаки, связанные только со звучанием и свидетельствующие тем самым, что уже начало осознаваться членение слов на слоги. Количественный — потому, что слогов в любом языке значительно меньше, чем слов и даже морфем, и, соответственно, в письме на смену очень большому числу идеографических знаков приходит ограниченное количество слоговых знаков.

Идеографическое письмо со слоговыми знаками в свое время было довольно широко распространено. Им пользовались, в частности, в Шумере, Вавилоне, Ассирии, Хеттском государстве, царстве Урарту (III— конец I тысячелетия до н. э.).

Однако идеографическое письмо не превратилось в чисто слоговое или хотя бы в преимущественно слоговое письмо. Существующее в наши дни слоговое письмо возникло иначе, а именно путем вокализации консонантного письма, т. е. тогда, когда уже осознавалось деление слов не только на слоги, но и на звуки.

Наиболее характерные черты слогового письма заключаются в следующем: 1) каждый письменный знак соответствует слогу, 2) основу слогового знака составляет графический элемент, обозначающий согласный звук, 3) гласные обозначаются графическими элементами, добавляемыми к основе слогового знака, причем одинаковые гласные обычно обозначаются одним и тем же графическим элементом.

Известны две разновидности слогового письма: эфиопское и деванагари, используемое в Индии. Мы рассмотрим более подробно эфиопское письмо, которое появилось на базе южноаравийского консонантного письма у семитских племен, переселившихся в начале н. э. из Южной Аравии на территорию современной Эфиопии. Это письмо обслуживает эфиопский язык, иначе — геэз — язык эпиграфических и литературных памятников IV—XX вв. Разговорным эфиопский язык перестал быть уже к X—XI вв. В настоящее время этим языком пользуется только церковь. В XVII в. эфиопское письмо было приспособлено для амхарского языка, ныне государственного языка Социалистической Республики Эфиопии.

Эфиопский алфавит состоит из 26 основных слоговых букв, соответствующих 26 согласным эфиопского языка. Каждая буква реализуется в виде семи вариантов (типа С + Г) — по числу эфиопских гласных (о, и, I, о, е, е, о). Всего, таким образом, эфиопский алфавит содержит 26x7 = 182 знака.

По сравнению с консонантным южноаравийским алфавитом эфиопский слоговой является значительно более удобным, ибо в процессе чтения не нужно заниматься дешифровкой написанного. Однако он имеет свои недостатки. Во-первых, в нем нет знаков, обозначающих удвоение согласных, которое достаточно широко распространено в эфиопском языке, а во-вторых, нет специальных знаков для обозначения согласного, закрывающего слог. В последнем случае выходят из положения следующим образом: используется вариант буквы С + е, который, таким образом, альтернативно выполняет две функции: обозначает С-\-е и отсутствие гласного после согласного. Например, слово medr — «земля» пишется тремя буквами типа С + е: me-de-re.

Алфавитное письмо

 

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Алфавитное письмо создается как способ обозначения минимальных автономных звуковых единиц – фонем и для записи слов в соответствии с их звучанием, т.е. по фонетическому (фонемографическому) принципу. Поэтому сохранение единого письменно-зрительного образа морфемы не было обязательным требованием.

Алфавитное письмо дает возможность передавать звучание сказанного, отвлекаясь от его смысла, буква соотносится с абстрактной звуковой единицей – фонемой. Алфавитное письмо стимулирует и появление интереса к произношению. Это связано с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это необходимость обучать чтению, т.е. умению соотносить звучание с письменным знаком; в Индии это было также связано с необходимостью сохранять звучание древних священных текстов. В Древней Греции рассуждения о качестве гласных и согласных связаны с интересом к эстетическому и эмоциональному воздействию звучания в ораторской и поэтической речи, а греческие философы, обсуждая проблему происхождения языка, рассматривали соотношение смысла и звучания (то, что в настоящее время называют фонетическим значением, или фоносемантикой).

Первоначально изучение строя языка и, в частности, фонетики, происходило независимо в Древнем Китае, в Древней Индии, в античном мире, позднее – в арабских странах. Фонетические описания базировались на звуковом строе соответствующих языков, то есть зависели от числа звуковых единиц языка и фонетических характеристик их реализаций. В греческом, латыни, санскрите, арабском такими единицами были фонемы. Поэтому санскритские описания, которые стали известны европейским ученым в конце XVIII веке, было нетрудно использовать в европейской традиции. Китайская традиция изучения фонетического строя языка своеобразна, так как основана на данных языка слогового строя; она не использовалась в европейской науке, да и известна стала довольно поздно; арабские труды тоже не были учтены европейскими авторами. Современная лингвистика в целом, и фонетика в частности, продолжали и развивали прежде всего греко-римскую традицию; только в конце XVIII в. европейские ученые познакомились с индийскими трудами по языкознанию, оказавшими влияние на развитие лингвистической мысли и способствовавшими формированию сравнительно-исторического направления исследований.

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

 

Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены этапы развития письменности от предметного письма до алфавитного письма.

 На примерах китайской и египетской иероглифики, а также вавилонской клинописи, видно, что упорядоченная письменность возникла в тот период, когда человеческое общество начало делиться на классы, когда появилось государство. Везде она брала свое начало из пиктографии. Постепенное развитие государственного и общественного строя, общей культуры, языка вело к все большему усовершенствованию письма.

С ростом товарно-денежных отношений в эпоху развитого рабовладельческого хозяйства, когда у многих народов начал формироваться литературный язык и увеличился круг людей, пользующихся письмом как средством общения, иероглифическая и словесно-слоговая система письма стали не пригоны. Их сменили более совершенные - слоговая и буквенно-звуковая. Ознакомившись с краткой историей некоторых наиболее распространенных систем письма, нельзя не видеть общей закономерности в их возникновении и развитии.

Современное письмо, которым мы повседневно пользуемся, иногда даже не задумываясь над тем, как оно возникло, представляет собой результат творчества народов многих стран в течение десятков тысяч лет. Передача устной речи при помощи ограниченного количества знаков является огромным достижением человечества. Письменность является важным моментом в социальной коммуникации общества. И естественно, что без письма нельзя было бы даже говорить о документе. Его появление - это закономерный этап развития хозяйственных, деловых и межличностных отношений людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: