Методы обучения рисованию в средние века

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались великие мастера Древней Греции, ни достижений в области методики обучения, с помощью которых те воспитывали замечательных рисовальщиков и живописцев. Безвозвратно погибли драгоценные рукописи – теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли служить образцами.

Начиная со времен императоров Рима и до блистательной эпохи Возрождения, метод обучения рисунку существует без своей мудрой наставницы науки. Основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры. Живописцы первых веков христианства еще пользовались художественными формами античной живописи. Иногда они заимствовали от последней сюжет, если представлялась возможность согласовать старые темы с догмами новой веры. Когда же художник средненевековья начинает работать самостоятельно, рисунок теряет правдоподобие, в изображенных человеческих фигурах появляются нарушения пропорций, анатомические закономерности строения фигуры игнорируются полностью.

Заимствование Греко-римских форм, методов и приемов рисования длилось очень недолго. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал условным и схематичным. Художники средневековья, подчиняясь церковным догмам, отошли от реального мира к творчеству отвлеченному и мистическому. Вместо прелестной наготы человеческого тела, которая вдохновляла и учила греческих художников, появились тяжелые. Строгие и угловатые драпировки, отвлекавшие художников от изучения анатомии. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь и загробной, церковники считали стремление к познанию источником греха. Научное познание мира они осуждали, а всякую попытку обосновать наблюдение природы пресекали.

Одна из попыток теоретически обосновать закономерности построения в рисунке различных форм предметов принадлежит Виллару де Оннекуру. Однако здесь мы видим, что художник идет не от закономерностей строения форм природы к рисунку, а, наоборот, от рисунка к отвлеченным математическим расчетам. Он пытается обрисовывать различные предметы – фигуру и лицо человека или очертания животных строго геометрическими формами. Возможно, что готических мастеров вдохновляло на эти поиски геометрической закономерности кабалистика чисел, вера в таинственное значение треугольника и круга. По сравнению со средневековым западно-европейским искусством, византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека. Художники работали не с натуры, а по образам. Они, обычно сшивались в тетради и представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т.д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи.

Итак, в эпоху средневековья в методах обучения рисунку преобладало механическое копирование образцов.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Церковные мракобесы варварски уничтожили теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства. Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры. После завоевания Магометом II Византийской империи Греция, входившая в нее, также подверглась разгрому, и искусства пришли в упадок. Не умаляя своеобразия и художественной ценности средневекового искусства, о чем немало написано книг, необходимо все же отметить слабое владение рисунком, т. е. основой изобразительного искусства, а вместе с тем и застой в методах обучения рисунку. Рисунок стал условным и схематичным. В основу метода обучения рисунку было положено механическое копирование образцов, а не рисование с натуры. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние. Не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения.

Рисование в эпоху Возрождения. Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники эпохи Возрождения заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Вдохновляющее действие в этом направлении оказали археологические раскопки, а также сведения историков о великом искусстве древней Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: