Методы преподавания рисования братьев Дюпюи

Метод преподавания братьев Дюпюи нашёл самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. Однако ради справедливости надо заметить, что приоритет в разработке этого метода принадлежит русскому художнику – педагогу А.П.Сапожникову.

В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую входили проволочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и вписанных внутри каркасов других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса – в каркас пирамиды. Модели были сделаны из проволоки толщиной 5мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части – красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья группа – деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трёх дощечек, вогнутая поверхность и т.д. Четвёртая группа – геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа – модели арок, колонн, ниш, лестниц, простой мебели.

Ученики рисовали мелом на небольших досках, обтянутых чёрным лакированным холстом. Для установки моделей и демонстрации явлений перспективы Ф. Дюпюи сконструировал станок. На этом станке были зажимы, соединённые с подставкой шаровым шарниром, благодаря чему модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже.

Дальше обучение рисованию проводил А. Дюпюи. Его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность построения изображения.

А. Дюпюи предлагал начинать рисунок не с частей (деталей), а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи он создал специальные группы моделей – головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырёх моделей и показывала определённую методическую последовательность в построении изображения. Например, для построения головы предлагались следующие модели: первая показывала форму головы в общих массах, без деталей, вторая – в виде обрубовки, третья – с намёком на детали, а последняя – с детальной проработкой формы. Таким же образом были разработаны слепки ног, кистей рук и т.д.

Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что нашла самое широкое распространение не только в общеобразовательной школе, но и в специальных учебных заведениях.

Последовательность обучения и методическая последовательность усложнения учебных задач у А. Дюпюи были несколько необычными. Так, только после изучения человеческой фигуры он разрешал ученику переходить к рисованию орнамента. Он считал, что форма орнамента заключает в себе сложные формы природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: