Методы преподавания в Древней Греции

Методы преподавания в Древней Греции (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинский, Зевскис, Паррасий).

Искусство классической Греции реалистично – реальность лежит в основе каждого образа. Греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. В 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры, разработал внутреннюю подвижность стоящей фигуры с упором на одну ногу. Полигнот призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу такой, какой видит ее художник в жизни. Полигнот еще не умел передавать явления светотени.

Настоящая же революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому. Он впервые ввел светотень и стал моделировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора художники изображали форму предметов одними линиями. Зевскис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в искусстве, старался найти и установить идеал и канон красоты. Зевскис рисовал красивейшею женщину Греции Елену. Многое внес в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Зевскис был очень требовательным как к себе, так и к ученикам. Греческие художники стремились к реальности, показывали реальный мир. Паррасий первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица. Паррасий еще раз говорит о том, что методика обучения рисунку в то время в Греции была поставлена на должную высоту. Он требовал, прежде всего, обратить внимание ученика на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости.

Сикионская школа –Эвпомп, Памфил, Апеллес.

Древнегреческие художники разрабатывали свои каноны, исследуя тело человека. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческий художники Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», которая стала использоваться как учебное наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обучающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразовательных школ. «Существуют данные, что мальчики обучающиеся рисованию, должны были также исполнить рисунки одной из статуй Поликлета».

К 4 веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка. Она оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Фактически главой Сикионской школы был Памфил – ученик и последователь Эвпомпа. Памфил был весьма образованным человеком своего времени. Плиний писал о нем: «Сам Памфил родом был македонянин, но он первый выступил в области живописи. Обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства».

Прекрасно понимая, что во время рисования натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию, как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы.

Памфил впервые обратил внимание на научную основу изобразительного искусства. Он пытался ввести в искусство научные принципы, стремился к величайшей точности рисунка». Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Знаток и теоретик рисунка эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти в трактате «Три книги о живописи» писал: «Мне любо изречение древнейшего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начали обучение живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии». Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии».

Как видим у Памфила была своя система и методика обучения рисунку, основанная на строгих научно-теоретических положениях. Чтобы овладеть этой системой, а также установленными теоретическими и практическими положениями искусства, требовалось много времени: курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал большую плату – один талант (26,196 кг золота). «Никого не учил дешевле одного таланта и эту плату ему платили и Апеллес и Мелантий», – пишет Плиний. В Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с ним научных метод обучения.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисования входят не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

Обогащение методов преподавания изучением реальной действительности, утверждение прекрасного через изображение человека. Взгляды Паррасия, Эвпомпа, Памфила, Апелеса о закономерности в гармонии частей и целого. Статуя «Дорифор» – учебное наглядное пособие для всех обучающихся изобразительному искусству. Сикионская школа, основанная Эвпомпом продолжателем Памфила, ее влияние на метод обучения и дальнейшее развитие изобразительного искусства (научный метод обучения, приближение ученика к природе, раскрытие ее закономерностей. Воспитание любви к изучению красоты и природы). Введение Памфилом рисования во все греческие общеобразовательные школы, стремление к точности рисунка. Значение геометрии в развитии пространственного мышления и построения изображения на плоскости.

Древняя Греция. Древнегреческие художники подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Изучая природу, наблюдая прекрасное в жизни, они стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства. Греки утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений Поликлет создал статую «Дорифор». М. М. Попов указывает: «Существуют данные, что мальчики, обучающиеся рисованию, должны были также исполнить рисунки одной из статуй Поликлета». Аполлодор из Афин первый стал моделировать объем формы в рисунке тоном, ввел в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени.

В IV веке до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор родом из Коринфа (по другим источникам – Зевксис), основывалась на восприятии природы и на внешней красоте. Особенно большое внимание в этой школе уделялось творческому вдохновению и эстетическому порыву. Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Зевскис создал образ красивейшей женщины Греции, написав его с пяти натурщиц. Паррасий первым стал передавать игру лица, придал живописи симметрию, в совершенстве владел рисунком. Он разработал канон пропорций человеческого тела.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красот природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Фактически главой Сикионской школы был Памфил – ученик и последователь Эвпомпа.

Прекрасно понимая, что во время рисования с натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы. Памфил впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства. Он стремился ввести в искусство научные принципы, стремился к «величайшей точности рисунка». Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал большую плату – один талант (26,196 кг золота).

Итак, мы видим, что в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения. Памфил призывал своих воспитанников изучать природу, наблюдать ее красоту и показывал, в чем она заключается.

Итак, в древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

Древний Рим Отсутствие прогресса в методике и системе преподавания в Древнем Риме. Сравнение с греческими художниками педагогами. Ремесленно-техническая сторона преподавания. Преобладание копирования, отход то греческих методов обучению рисунку и реалистического рисунка. Уничтожение теоретических трудов великих мастеров Греции, уничтожение произведений искусств. Уничтожение турками последних очагов античной культуры отсутствие четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Отсутствие рисования как общеобразовательного предмета.

Эпоха древнего Рима, казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов.

Римляне любили изобразительное искусство. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью, как, например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достижения греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки. Широкое распространение картин ввел Юлий Цезарь. Он создал первую галерею. После цезаря в том же духе действовал и Агриппа М.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако, на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников, более того. Много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

Греческие художники – педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который по-ремесленнически подходил к искусству.

В эпоху Римской империи художник – педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники – педагоги Греции.

Несмотря на это, в Риме был развит фаюмский портрет. Фаюмские портреты, так названные по месту первой находки близ Фаюмского оазиса в Египте, почти единственные дошедшие до нас образцы станковой живописи римской эпохи. Написанные на дереве восковыми красками, нередко еще при жизни изображенного. В основе лежит точное, реальное рисование. Людей изображают без прикрас. Работы очень тонкие по рисунку и звучные по цветовой гамме. Но уже в портретах 3 века начинает преобладать жесткий линейный рисунок: они суше и схематичнее, с меньшим выявлением индивидуальных черт.

Также впервые для рисования начали употреблять сангину и соус.

Обобщая выше изложенное, мы пришли к выводам: при обучении рисованию преобладает копирование с образцов, механическое повторение приемов в работе, что заставило римских художников отходить от тех идеалов, которые были созданы греками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: