Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база

Во многих школах для занятий изобразительным искусством выделен специальный кабинет. Кабинет ИЗО должен быть светлым, выходить окнами на север или северо-запад, так как большое количество слепящих солнечных лучей мешает работе с красками. В кабинете необходимо иметь водопроводный кран, желательно иметь смежное помещение для хранения оборудования. Площадь кабинета должна быть достаточно большой. Хорошее освещение и правильно подобранная окраска стен и оборудования создают наиболее благоприятные условия для зрительной работы, улучшают самочувствие и настроение учащихся, устраняют преждевременную усталость. Наиболее приемлемыми в окраске считаются светло – серые тона, можно с незначительной примесью малонасыщенного желтого или зеленого цвета. В окраске больших плоскостей – стен, дверей, пола, доски, штор, мебели следует использовать различную светлоту и насыщенность единой цветовой гаммы, избегая больших светлотных контрастов. Для общего освещения рекомендуются люминесцентные лампы. На окнах необходимы светонепроницаемые шторы. Мебель – шкафы, столы, стулья должны быть в едином стиле. Декоративные растения могут создавать целые композиционные группы. При подборе растений для кабинета учитывается не только их внешний вид, но и пригодность для рисования с натуры. Оформление кабинета должно быть ограниченным по размеру и состоять из постоянного и временного оформления. Постоянное оформление раскрывает назначение помещения. Оно выполняется росписью или мозаикой. Возможны и композиции с привлечением произведений декоративно-прикладного искусства. Временное оформление должно носить учебный или агитационный характер. Это выставки детских работ, композиции, посвященные различным видам и жанрам изобразительного искусства и знаменательным датам. Выставки монтируются на щитах или подвешиваются к металлической штанге у потолка. Учитель должен позаботиться о заблаговременном оборудовании и оформлении кабинета к уроку. К каждому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на подставки, если предстоит урок рисования с натуры; освещает натуру, если урок будет проходить в вечернее время; готовит оборудование каждого рабочего места для уроков рисования акварелью. К этой подготовительной работе привлекаются дежурные учащиеся или специально выделенные педагогом «лаборанты» из числа детей, увлекающихся рисованием [17, с.5].

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. Доски классные – обычная, магнитная, приколочная.

2. Шкафы для хранения наглядных пособий.

3. Мебель для учащихся и учителя.

4. Стеллаж для хранения репродукций и таблиц.

5. Стеллаж для просушки рисунков.

6. Диапроектор.

7. Эпидиаскоп.

8. Экран.

9. Подставка для экранной аппаратуры.

10. Затемнение на окнах.

11. Осветительные приборы.

12. Подставки для натурных постановок и демонстрации учебных пособий.

13. Муфельная печь.

14. Пресс для оттиска гравюр.

15. Водопровод, или ведро и чайник для воды.

16. Посуда для воды (по количеству учащихся).

17. Мел цветной и белый.

18. Глина для лепки в металлическом баке.

19. Линолеум для занятий лепкой (по количеству учащихся).

Материалы и принадлежности

1. Бумага белая и цветная.

2. Карандаши графитные М, 2М.

3. Краски акварельные

4. Краски гуашевые.

5. Кисти акварельные № 3, №5, №8.

6. Резинка мягкая.

7. Карандаши цветные.

8. Мелки восковые и классные.

9. Палитра.

10. Посуда для воды.

11. Протирочный материал.

12. Пластилин.

13. Перо, фломастер, штихеля, нож, ножницы, проволока.

14. Природный и бросовый материал.

Распределение принадлежностей и инструментов на рабочем месте ученика. Все принадлежности, используемые на уроках изобразительного искусства, должны иметь определенное, постоянное место на столах. При наличии двухместных столов с горизонтальной поверхностью тетрадь или бумага для рисования располагается перед учащимися параллельно нижнему краю стола. Правее от тетради и несколько выше ее лежит коробка с красками. Рядом с ней или выше ее размещаются резинка, карандаш и кисть. Карандаш и кисть острием повернуты влево, чтобы удобнее было брать их во время работы. Если коробка с красками не имеет палитры, то блюдце или лист белой бумаги для разведения красок кладется рядом с коробкой. Посуда для чистой и загрязненной воды и тряпочка располагаются в середине стола выше коробок с красками

При наличии в кабинете одноместных столов с наклонной плоскостью все принадлежности размещаются на выдвижных или съемных полочках с правой стороны стола.

С размещением принадлежностей на рабочем месте следует познакомить учащихся на первом же уроке. В дальнейшем учитель следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для них местах.

Организация работы учащихся на уроках изобразительного искусства. Работа дежурных по кабинету изобразительного искусства значительно облегчает и сокращает подготовительную работу учителя. Они назначаются на полугодие или на год из числа учащихся, интересующихся изобразительным искусством. Дежурных нужно заранее познакомить с их обязанностями: заблаговременно приходить в кабинет перед началом урока своего класса, хорошо знать места хранения наглядных пособий и принадлежностей, следить за порядком на рабочих местах школьников.

Перед началом урока дежурные достают из шкафов необходимый материал и раскладывают его на парты, приносят воду, наводят чистоту в помещении. На уроке по мере надобности они выполняют различные поручения учителя. После урока, проверив готовность рабочих мест к следующему занятию, они сдают дежурство ученикам следующего класса.

Такой порядок работы до минимума сокращает организационные моменты на уроке и позволяет начинать урок сразу после звонка. У дежурных развиваются организаторские способности, воспитывается чувство долга и ответственности за порученное дело.

Во время работы учащимся надлежит правильно пользоваться инструментами и различными материалами, ничего не трогая без надобности, содержать в чистоте свое рабочее место и оставлять его в полном порядке по окончании работы.

Несколько изменяется порядок проведения уроков изобразительного искусства в обычных классных помещениях без специального оборудования. Учащиеся во время перемены перед уроком готовят свои рабочие места. Дежурные обеспечивают класс водой для работы акварелью и раздают альбомы и тетради, которые хранятся в шкафу учителя. В их же обязанности входит помочь учителю принести на урок наглядные пособия и унести их после урока. В этом случае для постановки натюрмортов лучше пользоваться простейшими подставками из двух закрывающихся створок. Они не так громоздки и более удобны для переноски из класса в класс.

Рисунки лучше выполнять на отдельных листах. Фондовые работы хранятся в папках. На обложке указывается порядковый номер, класс, название темы.

Виды учебно-методических пособий

1) Натуральные наглядные пособия

· подлинные предметы – применяют при рисовании с натуры, при объяснении задания;

· плоские предметы простой и сложной формы;

· предметы объемной формы: цилиндрической, конической, сферической, граненой, комбинированной.

2) Изобразительные наглядные пособия.

А) Рисунки:

· цветов и различных пород деревьев;

· животных, птиц, фигуры человека в фасовой и профильной характеристике (в спокойном состоянии и различных трудовых и спортивных движениях);

· натюрмортов с разных точек зрения;

· пейзаж (различные линии горизонта);

· виды транспорта;

· детские рисунки.

Б) Таблицы:

· стилизации растительных и животных форм;

· орнаменты;

· последовательности выполнения рисунка разных заданий;

· по основам цветоведения;

· по перспективе.

1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности натуры, которые будут разъяснены педагогом.

2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем работы учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его.

3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком.

4. Рисунки выполняются очень четко и ясно.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться.

6. Таблицы должны иметь заголовки, рассказывающие основную цель работы.

в) Альбомы:

– репродукции картин;

– наборы открыток с репродукциями произведений изобразительного искусства.

г) диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи с музыкой, стихами, сказками.

экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, эпипроекции, кинофильмы)

Экранные наглядные пособия создают эмоциональный настрой, способствуют формированию образа и дают возможность всем учащимся рассматривать детали крупного изображения, что не всегда возможно при рассматривании репродукции даже большого размера. Особенно необходимы экранные пособия при проведении уроков-бесед об изобразительном искусстве и при уточнении зрительных представлений.

Диапозитив – это фотографическое позитивное изображение на стекле или пленке. Пленочные диапозитивы, напечатанные фотографическим способом на позитивную пленку, разрезают на кадры, которые помещают в рамку. Изображение диапозитива, спроецированное на экран, образует световую картину крупного размера. Существенные преимущества экранного пособия – яркость и четкость изображения.

Изображение диапозитива на экране неподвижно. Это дает учителю возможность держать изображение на экране столько времени, сколько необходимо по ходу урока. (книгу Г. В. Карпова и В. А. Романина «Технические средства обучения» М., 1972).

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм,- это диапозитивы, напечатанные на кинопленке и соединенные в одну непрерывную ленту. В диафильмах изображение сопровождается текстом, который составляет с изображением одно целое.

Эпископические проекции. На экран проецируются не только диапозитивы на прозрачной основе, но и непрозрачные изображения, выполненные на бумаге: рисунки, репродукции картин, фотографии, художественные открытки, таблицы. Проекция непрозрачных изображений называется эпископической. Эпипроекции имеют меньшую освещенность изображения на экране и требуют более тщательного затемнения помещения. Для получения нормальной освещенности экрана проекционный аппарат устанавливается в 3-5 м от экрана.

Материал для эпипроекции подбирается из различных журналов и книг. Серия иллюстраций на определенную тему, подобранных и наклеенных на бумажную ленту, называется эпифилъмом. При демонстрации ленту с иллюстрациями кладут на предметный столик эпидиаскопа и плавно передвигают на нем от одной иллюстрации к другой.

Кинофильм – это кинопленка с нанесенными на нее позитивными изображениями. На пленке звукового фильма, кроме кадров, дается фонограмма для синхронного воспроизведения звука с быстро-сменяющимися кадрами кинофильма.

Видеофильмы – современные экранные пособия. Они представляют собой фильмы, выпущенные промышленным способом и выполненные учителем самостоятельно с помощью видеокамеры.

Аппараты для демонстрации экранных пособий

Проекционный фонарь служит главным образом для показа на экране стеклянных диапозитивов размером 45 × 60 мм и 85 × 85 мм.

Эпидиаскоп ЭПД-1 – комбинированный проекционный аппарат, имеющий диаскоп и эпископ, что позволяет получать на экране изображения: а) диапозитивов размером 45 × 60 мм и 85 × 85 мм; б) плоских непрозрачных объектов (рисунков, фотографий, открыток и т. п.) размером 140 × 140 мм; в) предметов небольшого объема – препаратов насекомых, засушенных растений и др.

Эпидиаскоп ЭПД-455 дает большую яркость изображения на экране. На предметном столике объект данного аппарата охлаждается вентилятором, установленным в корпусе. Кроме того, объект защищен стеклом, которое, во-первых, также предотвращает его чрезмерный нагрев, во-вторых, выравнивает поверхность проецируемых объектов.

Фильмоскопы Ф-68 и Ф-64 применяются для демонстрации диафильмов с размером кадров 18 × 24 мм.

Диапроектор ЛЭТИ-60 – проекционный аппарат, предназначенный для демонстрации диафильмов с кадрами размером 18 × 24 мм и 24 × 36 мм. Он имеет некоторые преимущества перед другими проекционными аппаратами: а) можно проводить демонстрацию, не затемняя помещения; б) позволяет учителю выключать диапроектор в нужные по ходу урока моменты и демонстрировать каждый кадр продолжительное время; в) можно подключать узкопленочные кинопроекторы для очередной демонстрации кадров диафильма и фрагментов кинофильма.

Универсальный проектор УП-1 – проекционный аппарат (диапроектор), предназначенный для демонстрирования диапозитивов размером 50 × 50 мм, 45 × 60 мм и диафильмов с кадрами размером 18 × 24 мм и 24 × 36 мм. Универсальный проектор объединяет проекционный фонарь и фильмоскоп, поэтому на нем можно демонстрировать диапозитивы и диафильмы. Сильный источник света позволяет проводить демонстрацию в слабозатемненном помещении.

Диапроектор ДМ-2 («Свет») предназначен для демонстрации диафильмов, рамочных диапозитивов и кадров на пленке в роликах. Высокий световой поток диапроектора позволяет демонстрировать кадры с цветной пленки. Диапроектор устанавливается на расстоянии не менее 1,7 м от экрана.

При демонстрации рамочных диапозитивов вместо фильмового канала устанавливается специальная рамка, которая позволяет производить смену рамочных диапозитивов во время демонстрации ручным способом при одноразовой зарядке. Для одновременной зарядки 30 диапозитивов в рамках размером 50 × 50 мм используется специальная приставка к диапроектору «Свет».

Диапроектор «Свет» благодаря своей малогабаритности и малому весу очень удобен не только в условиях кабинета, но и при использовании его в любом помещении при наличии экрана и затемнения на окнах.

Диапроектор «Квант» – наиболее усовершенствованный проекционный аппарат с автоматическим управлением, позволяющим передвигать кадры нажатием кнопки, находясь у экрана на некотором расстоянии от аппарата.

Основными типами кинопередвижек в школе являются «Украина» и КПШ, которые дают возможность демонстрировать звуковые, немые, черно-белые и цветные узкопленочные фильмы с фотографической и магнитофонной фонограммой.

Видеомагнитофон позволяет демонстрировать видеофильмы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: