Многие региональные группировки в развивающемся мире находятся в начале пути, хотя договоры об их учреждении были подписаны много лет назад. Проблема внешней задолженности сдерживает развитие взаимного экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран; долговые обязательства по внешним заимствованиям привязывают должников к рынкам международных кредиторов.
| Цели интеграции (стадия интеграции) | Название (год образования) | Страны-члены |
| Зоны свободной торговли | НАФТА (NAFTA) Северо-Американская зона свободной торговли (1994) | 3: США, Канада, Мексика |
| АТЭС (APEC) Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (1984) | 21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (САР Китая), Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Российская Федерация, Сингапур, США, остров Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония | |
| АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — (1967) | 10: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд | |
| ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли (1960) | 4: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария | |
| Латиноамериканская ассоциация интеграции Latin American Integration Association –LAIA (1980) | 12: Аргентина, Боливия, Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Эквадор | |
| Таможенный Союз | Южно-Африканский таможенный союз (1969) | 5: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР |
| Общие рынки | МЕРКОСУР (MERCOSUR) Общий рынок стран Южного конуса (1991) | 5: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай, |
| Центрально-Американский Общий рынок Central American Common Market — CACM (1960) | 5: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа | |
| Андский Общий рынок (Андское Содружество Наций, Андская группа) Andean Community (1969) | 5: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор | |
| Карибское сообщество и Карибский общий рынок Caribbean Community and Common Market — CARICOM (1973) | 15: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Монтсеррат (Брит.), Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент -Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка | |
| Общий рынок Восточной и Южной Африки Common Market for Eastern and Southern Africa — COMESA (1993) | 19: Бурунди, Коморы, ДР Конго, Джибути, Египет, Кения, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Замбия, Зимбабве, Эритрея, Эфиопия | |
| Экономические союзы | ЕС (EU) Европейский союз (1957) | 27: Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (с 1958 г.); Великобритания, Ирландия и Дания (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания и Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия и Швеция (с 1995 г.); Эстония, Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Кипр, Литва, Словакия, Латвия, Мальта (с 2004 г.), Болгария, Румыния (с 2007 г.) |
| Бенилюкс (1958) | 3: Бельгия, Нидерланды, Люксембург | |
| Совет по сотрудничеству арабских стран Персидского залива Gulf Cooperation Council — GCC (1981) | 6: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия | |
| Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии — СААРК South Asian Association for Regional Cooperation — SAARC (1985) | 7: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка | |
| Союз Арабского Магриба (1989) | 5: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис | |
| Экономическое сообщество государств Западной Африки — ЭКОВАС Economic Community of West African States — ECOWAS (1975) | 15: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того | |
| Экономическое сообщество стран Великих Озер Economic Community of the Great Lakes Countries — CEPGL (1976) | 3: Бурунди, ДР Конго, Руанда | |
| Таможенный и экономический союз Центральной Африки Economic and Monetary Community of Central Africa — CEMAC (1964) | 6: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея | |
| Союз Южно-Тихоокеанского регионального торгово-экономического сотрудничества South Pacific Regional Trade and Economic Cooperation Agreement — Sparteca (1981) | 16: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Острова Кука, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Фиджи | |
| СНГ — Содружество Независимых Государств (1991) | 12: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина |
ЗАДАНИЕ
Успехи в развитии интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования – Европейского экономического пространства (ЕЭП). Оно включило, с одной стороны, страны, составляющие Европейское сообщество, а с другой – страны, входящие в ЕАСТ. В итоге получился единый рынок, функционирующий на территории 19 стран, расположенных как в Западной, так и в Северной Европе. Население этого региона составило 380 млн. человек. На рынок ЕЭС приходилось более 40% мировой торговли.
Подключение стран ЕАСТ к процессу интеграции было весьма успешным. Надо иметь в виду, что в сотрудничество с сообществами вовлекались не окраинные регионы Европы, нуждающиеся в экстренной экономической помощи со стороны Сообщества, а весьма развитые страны. На территории стран ЕАСТ (в момент образования ЕЭС это были Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Лихтенштейн – с 1 сентября 1991 г.) проживало 32,3 млн. человек. Национальный доход на душу населения в этих странах был даже выше, чем в среднем в странах Сообщества.
Единое экономическое пространство рождалось непросто. Оно появилось на свет в результате продолжительных переговоров, после ряда отсрочек и уточнений. Решающая инициатива была проявлена со стороны сообществ на Совещании министров иностранных дел заинтересованных стран в декабре 1989 г., когда тогдашний председатель Комиссии Ж. Делор пригласил страны КАСТ к возобновлению переговоров. Такие переговоры велись еще раньше на уровне Комитета ЕЭС по делам единого внутреннего рынка, но были прерваны странами ЕАСТ, отвергшими, как им казалось, дискриминационные предложения Комитета.
Переговоры представителей сообществ и ЕАСТ начались уже в июне 1990 г. Наиболее серьезные споры на переговорах вызвали пожелания стран ЕАСТ о предоставлении им статуса, влекущего многие исключения из правил, установленных правом сообществ. С другой стороны, отмечалось нежелание сообществ иметь наряду со своими институтами систему институтов ЕЭП. Сообщества попросту опасались, что в новых институтах у стран ЕАСТ (если к ЕАСТ примкнут новые страны) может оказаться большинство голосов, что, естественно, отразилось бы на решениях, принимаемых этими институтами.
В итоге, – хотя это было нелегко сделать, – сторонам удалось прийти к согласию путем как компромиссов, так и отказов от взаимонеприемлемых предложений. В октябре 1991 г. в г. Люксембурге переговоры успешно завершились. Было достигнуто соглашение об объединении усилий сообществ и ЕАСТ в рамках Единого экономического пространства. Можно было приступать к реализации статей соглашения. Но не тут-то было.
Злой рок, казалось, преследовал начатое дело. Суд европейских сообществ в своем решении от 14 декабря 1991 г. признал создание совместного суда сообществ и ЕАСТ несовместимым с правом сообществ. Понадобились дополнительные переговоры, в результате которых было установлено, что судебный контроль за соблюдением права ЕАСТ будет осуществлять не совместный суд, состоящий из трех судей от ЕАСТ и пяти судей от сообществ, а специально создаваемый суд ЕАСТ. Суд европейских сообществ оставался судом, рассматривающим дела, относящиеся к одному только праву – праву сообществ. Никакой иной суд, в том числе планировавшийся совместный суд сообществ и ЕАСТ, не мог включаться в судебное рассмотрение вопросов права сообществ. С точки зрения Суда европейских сообществ, это было бы похожим на святотатство.
Окончательно соглашение о ЕЭП было подписано в г. Порто (Португалия) 2 мая 1992 г. Его участниками стали сообщества, 12 их государств-членов и 7 государств, объединившихся в ЕАСТ. Для сообществ это было соглашение об учреждении ассоциации, предусмотренное статьей 238 Договора о ЕЭС: «Сообщество может заключать с третьим государством, союзом государств или международной организацией соглашения об учреждении ассоциации, которая предусматривает взаимные права и обязанности, совместные действия и особые процедуры». В Западной Европе появилась еще одна структура, нацеленная на преодоление возникшего 30 лет назад раскола этого региона на две интеграционные группировки – европейские сообщества и ЕАСТ.
Можно предположить, что для стран ЕАСТ определяющим было стремление более полно включиться в процесс интеграции, столь очевидно доказывавший свои достоинства. Некоторые из этих стран уже подали к тому времени в сообщества ходатайства о приеме в члены и ждали, что в ближайшее время на их обращения будет получен положительный ответ. Распространение на страны ЕАСТ режима общего рынка – не что иное, как возможность расширения их присутствия на этом рынке при более благоприятных условиях, почти на равных с государствами – членами Сообщества. В свою очередь для государств – членов сообществ открывался рынок стран ЕАСТ, защищенный до тех пор таможенными тарифами и сборами. Еди?гое экономическое пространство позволяло обеим сторонам укрепить сотрудничество не только в экономической сфере, но и в политике и культуре.
В дальнейшем ЕАСТ заметно «похудел». Финляндия, Австрия и Швеция вступили в Европейский союз. Членство Швейцарии в ЕАСТ прекратилось после того, как 6 декабря 1992 г. небольшим большинством оно было отвергнуто как населением, так и кантонами. В настоящее время к ЕАСТ относятся три страны: Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
Соглашение состоит из преамбулы и 129 статей, подразделенных на девять частей: 1) Цели и принципы (ст. 1–7); 2) Свободное движение товаров (ст. 8–27); 3) Свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 28–52); 4) Общие правила конкуренции (ст. 53–65); 5) Горизонтальные политики в связи с четырьмя свободами (ст. 66–77); 6) Вспомогательные политики вне четырех свобод (ст. 78–88); 7) Положения об институтах (ст. 89–114); 8) Механизм финансирования (ст. 115–117); 9) Общие и заключительные положения (ст. 118–129). Соглашение дополнено 49 протоколами о соответствующем регулировании в отдельных секторах экономики и 22 приложениями, содержащими ссылки на право сообществ, действие которого распространяется на ЕЭП.
Главная цель Соглашения о ЕЭП состояла в том, чтобы укрепить экономические и особенно торговые отношения между участниками на по возможности равных условиях. Благодаря Соглашению единый внутренний рынок охватывал страны ЕАСТ без их вступления в сообщества. Во имя достижения этой цели страны ЕАСТ принимали переходные и предварительные меры, направленные на то, чтобы установить у себя в скором времени положения о четырех свободах (свободе движения товаров, лиц, услуг и капиталов), действующие в праве сообществ. Особое значение придавалось обеспечению равных условий конкуренции, что также было связано с воспроизведением в странах ЕАСТ норм права сообществ. В ряде других сфер, например в сфере образования и технологического развития, имелось в виду усилить и расширить сотрудничество.
Страны ЕАСТ сочли необходимым создать независимый контрольный орган и отдельный суд ЕАСТ. Но это было сделано не сразу. Соглашение о создании Контрольного органа и Суда ЕАСТ было заключено только в декабре 1994 г. В Соглашении предусмотрена процедура деятельности этих органов, в частности правила, согласно которым Суд ЕАСТ обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из Соглашения о ЕЭП, контролирует правомерность мер, принимаемых Контрольным органом в сфере конкуренции.
Высшим органом ЕЭП по Соглашению является Совет ЕЭП. Он образуется из членов Совета европейских сообществ, членов Комиссии сообществ, представителей стран ЕАСТ (по одному представителю правительства от каждой страны). Совет ЕЭП наблюдает за ходом выполнения Соглашения и выступает с инициативами принятия важных мер. Совет также определяет основные направления работы Общего комитета ЕЭП, который является постоянно действующим органом, занимающимся делами ЕЭП. Общий комитет можно сопоставить с Комиссией сообществ. Он составляется из представителей участников Соглашения о ЕЭП, а председательствуют в нем поочередно (через полгода) представители Комиссии сообществ и стран, входящих в ЕАСТ. В системе органов ЕЭП предусмотрен также Общий парламентский комитет ЕЭП, состоящий в равных долях из депутатов Европарламента и парламентов стран ЕАСТ. Задача Общего парламентского комитета – путем диалога и консультаций добиваться улучшения взаимопонимания между сообществами и странами ЕАСТ.
Для Соглашения о ЕЭП в принципе характерно то, что, согласно ему, ЕЭП во многом опирается не только на опыт и пример сообществ, но и на их действующее право. Вместе с тем необходимо видеть отличия ЕЭП от сообществ: проводить полную аналогию между ними было бы серьезной ошибкой. Достаточно указать на следующие положения.
Во-первых, ЕЭП не является таможенным союзом. Страны ЕАСТ сохранили свою прежнюю автономию во внешней торговле. Они могут заключать международные договоры с третьими странами в сферах, которые остались за ними по Соглашению.
Во-вторых, в ЕЭП сохраняется без изменений пограничный контроль в отношении лиц и товаров из третьих стран.
В-третьих, взаимодействие стран, охватываемых ЕЭП, развивается далеко не во всех сферах. Если довольно быстро определились отдельные конкретные сферы (например, транспорт и рыболовство), то за рамками ЕЭП остались многие другие сферы, в том числе сельское хозяйство. В Соглашении лишь в самой общей форме говорится об общей задаче либерализации аграрной политики, но практически страны ЕАСТ сохранили в этой сфере полную свободу рук. Финансовая, налоговая и валютная политика в Соглашении вообще не затрагивается.
Несмотря на то что ряд стран ЕАСТ вступили в Европейский союз, а Швейцария не ратифицировала Соглашение о ЕЭП, само Европейское экономическое пространство не сошло со сцены. В докладе Контрольного органа, сделанном в 1995 г., отмечалось, что в связи с функционированием ЕЭП странами, в него входящими, было принято более 1200 различных актов. Спорные вопросы, возникавшие между странами-участницами, разрешались в основном путем консультаций и через механизм Контрольного органа. До того времени Суд ЕАСТ не рассмотрел ни одного дела.
Европарламент в своем постановлении от 6 марта 1995 г. отметил, что Соглашение о ЕЭП сохраняет свое значение как для Европейского союза, так и для других участников. Европарламент потребовал от Комиссии изучить возможность создания более совершенных и эффективных структур принятия решений в рамках ЕЭП и внесения необходимых поправок с текст Соглашения.
16 ВОПРОС: Интеграционный процессы на постсоветском экономическом пространстве.
В разные годы в системе Содружества возникали разного рода группировки и союзы. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности стран СНГ. В 1993 г. к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. После ратификации всеми сторонами он вступил в силу 20 апреля 1994 г. В дальнейшем его продлили лишь Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
В январе 1995 г. был учрежден Таможенный союз (ТС) — экономическое объединение государств, основывающееся на принципах наличия единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Государства-члены: Россия, Казахстан, Беларусь и Киргизия (с 1996 г.). В октябре 2000 г. на базе учрежденного ТС было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Это самостоятельная международная организация. Государства — члены этого сообщества: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. С 2011 г. законы ТС действуют на территории РФ, Казахстана и Белоруссии.
С другой стороны, в 1997 г. (в Страсбурге, Франция) был образован четырехсторонний экономический блок ГУАМ (политический консультативный форум), в который вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. В апреле 1999 г. (на юбилейном саммите стран НАТО в Вашингтоне, США) к ним присоединился Узбекистан. Блок стал именоваться ГУУАМ. В сентябре 2000 г. (во время проведения Саммита Тысячелетия, в Нью- Йорке, США) главы государств ГУУАМ подписали меморандум и заявили о желании оформить свой блок как международную организацию. Это произошло на встрече глав государств объединения в Ялте в июле 2001 г. Объединение приобрело статус международной организации. Была подписана Хартия ГУУАМ — рамочный документ, где обозначены цели, принципы сотрудничества и организационная структура.
В сентябре 1993 г. главами трех государств: Казахстана, Киргизии, Узбекистана — был подписан Договор об образовании экономического союза. В феврале 1994 г. был подписан Договор о создании единого экономического пространства, предусматривавший реализацию совместных программ по углублению экономической интеграции, свободное перемещение товаров и услуг, обеспечение согласованной расчетной, таможенной, валютной политики. В результате в июле 1994 г. была зарегистрирована новая региональная организация — Центральноазиатский союз (ЦАС). Впоследствии в июле 1998 г. было утверждено новое название блока — Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) — региональное интеграционное объединение. Государства-члены: Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан (с 1998 г.). В качестве наблюдателей в сообщество приняты Россия (с 1996 г.), Грузия, Турция и Украина.
Иными словами, на пространстве СНГ к 2015 г. сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:
·- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
·- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, страны- наблюдатели — Украина, Молдавия, Армения. ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;
·- Таможенный союз (ТС) — Белоруссия, Казахстан, Россия. При взаимной торговле между странами — участниками ТС не взимаются таможенные пошлины, не применяется большинство ограничений экономического характера. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 г. С июня 2010 г. вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 г. на границах этих государств был отменен транспортный контроль;
·- Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия. ЕЭП заработало на территории трех стран с июля 2012 г.;
·- Евразийский экономический союз (ЕАЭС), действующий с 1 января 2015 г. экономический союз государств Таможенного союза и Единого экономического пространства: России, Белоруссии, Казахстана и Армении. В процессе вступления в союз на начало 2015 г. находится Киргизия;
Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 г.). 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС было принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединенной организации ЦАС- ЕврАзЭС — т.е. фактически решено упразднить ЦАС.
Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы.
Отдельные государства СНГ входят в состав международных организаций. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства- участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кв. км, т.е. 60% территории Евразии. Ее совокупный демографический потенциал — четвертая часть населения планеты
Проблемы на постсоветском пространстве. С большой долей уверенности можно утверждать, что распространение большого количества оружия в каком-либо регионе, где государственные структуры и процессы государственного строительства неразвиты, приводит к вспышке вооруженного конфликта. 8 августа 2008 г. начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Война длилась пять дней, а 12 августа Президент РФ принял решение «о завершении операции по принуждению Грузии к миру», выдвинув условия окончательного урегулирования конфликта в Южной Осетии. В конце августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии — Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.
Независимость Южной Осетии и Абхазии по примеру России признали Никарагуа (сентябрь 2008 г.), Венесуэла (сентябрь 2009 г.) и Науру (декабрь 2009 г.). Абхазию признало государство Тувалу (сентябрь 2011 г.). Республика Вануату 31 мая 2011 г. также признала независимость Республики Абхазия и установила с ней дипломатические отношения. Но 14 июля 2013 г. глава МИД Абхазии Вячеслав Чирикба все же подтвердил, что за день до этого, 13 июля, Вануату установило дипломатические и консульские отношения с Грузией и признало ее территориальную целостность, но отметил, что Вануату официально не отзывало свое прежнее решение о признании независимости Абхазии.
Другие территории и организации, признавшие независимость Абхазии и Южной Осетии: Республика Абхазия и Республика Южная Осетия взаимно признают друг друга
в качестве независимых государств; в 2000 г. Республикой Абхазия, Нагорно- Карабахской Республикой (НКР), Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией были учреждены Совещание министров иностранных дел и консультативный совет на уровне экспертов. 17 ноября 2006 г. члены Содружества непризнанных государств объявили о взаимном признании. В 2010 г. было подчеркнуто, что Абхазия, Южная Осетия, НКР и Приднестровье уже давно признали независимость друг друга и очень тесно сотрудничают между собой.
Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями.
Как было отмечено выше, осложнились отношения с Украиной. В 2014 г. в результате Общекрымского референдума в состав России вошли Республика Крым и город Севастополь. Украина не признает ни выход Крыма из ее состава, ни договор о его присоединении к России. 15 апреля 2014 г. Верховная Рада Украины приняла закон, объявивший АР Крым и город Севастополь территориями, оккупированными Российской Федерацией.
Присоединение Крыма к России и поддержка жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик вызвали негативную международную реакцию. Рядом стран и международных организаций были введены экономические санкции против Российской Федерации.
В заключение следует подчеркнуть, что разрыв сложившихся ранее политических и экономических связей (в первую очередь в результате распада СССР) был для всех республик очень болезненным. Продолжающееся свертывание хозяйственных связей между республиками, а также общий спад, особенно в 1990-е гг., в промышленном и сельскохозяйственном производстве на всем пространстве СНГ лишь усугубил экономическое положение в каждой них. Однако несмотря на ухудшение по многим позициям геополитической ситуации, Россия, в том числе и в силу своего географического положения, по-прежнему занимает центральное место среди республик Содружества. И хотя сократился товарообмен, почти все государства ближнего зарубежья
(бывшие союзные республики СССР) могут осуществлять свои экономические связи друг с другом лишь транзитом через территорию нашей страны. Многие из них в очень большой степени зависят от природно-ресурсного и экономического потенциала России и по-прежнему остаются крупнейшими ее торговыми партнерами.
На нынешнем этапе своего развития, начав интеграцию в мировое сообщество, вступив в ВТО, наша страна не может в условиях глобализации строить свою стратегию в отрыве от общемировой. Стабильность и благополучие России — немалый вклад в стабильность политической ситуации на всей планете.
Вопрос 17
1. Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.[1]
Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.
2. Источники эффективности их деятельности
Анализ деятельности ТНК и теорий прямых инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК:
· использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НОИКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими потребности в заграничных ресурсах только путём экспортно-импортных сделок;
· возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учётом размеров их внутреннего рынка, типов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
· возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заёмные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
· использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;
· постоянная информированность о конъюнктуре товарных и валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются
условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками;
· рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
· опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надёжная и недорогая связь с головной компанией с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов и т.д.
3. СТРУКТУРА
Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.
Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формировании долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.






