Система международных экономических отношений 3 страница

2) Глокализация как новая тенденция в развитии мирового хозяйства. Этимология категории достаточно проста: глобализация + локализация = глокализация. Процесс глокализации предстает в виде «специфического регионального сценария глобализации»

Глокализация − это процесс, объединяющий тенденции глобализации и локализации, основанный, прежде всего, на перераспределении привилегий и дискриминации, богатства и бедности, силы и бессилия, свободы и зависимости.

Глокализация мировой экономики - это суперсовременная многоступенчатая форма перевоплощения международных экономических отношений, которая ведет к обгоняющему росту локальных (отраслевых, страновых, внутрирегиональных) экономических потоков (инвестиций, торговли, информационного и технологического обмена, миграционных потоков) в сравнении с их общей динамикой в международном охвате, к затруднению и интенсификации конкурентной борьбы вовсемирных масштабах между транснациональными корпорациями, многонациональными компаниями, национальными, региональными экономическими союзами, совместно защищающими свое положение в мире.

3) Регионализация, ее основные особенности по странам.

Регионализа́ция — сложный процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от государственного на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Регионализация европейского экономического пространства осуществляется в различных формах, одной из которых является формирование в приграничных зонах соседних государств еврорегионов, созданных на основе сотрудничества пограничных районов сопредельных государств, на основе совместных решений и конкретных межрегиональных программ

Процессы регионализации в настоящее время в СНГ идут на политическом, этническом, культурологическом и экономическом уровнях. Проблема взаимодействия регионов друг с другом и со своими республиканскими центрами стала не только универсальной на геополитическом пространстве бывшего СССР, но и ведущей для определения краткосрочных и среднесрочных системных трендов. Особенно учитывая тот факт, что процессы регионализации все больше начинают выходить из-под контроля новых центров власти в независимых республиках. При этом республиканские центры (за немногим исключением) не обладают адекватными стратегиями реагирования на эти процессы.

 

 

11 ВОПРОС: Интернационализация. МРТ. Показатели участия страны в МРТ. Специализация и кооперация: их роль в мировом производстве.

1.Интернационализация экономики –процесс нарастающего международного взаимодействия между участниками мирового хозяйства и экономики на разных исторических этапах и в разных масштабах; формирование международных связей, которые были бы достаточно устойчивы, в производственно-экономической сфере, базирующихся на МРТ

Преобладающее количество участников интернационализации – самостоятельно развивающиеся страны. Взаимообмен этих стран охватывает треть мировой торговли, более 2/3 международного капитала обращается именно в рамках этих стран.

Интернационализация экономики характеризуется нарастающей взаимосвязью между государствами в экономической сфере, усиленной интернационализацией хозяйственных связей, характером научно-технической революции, охватывающем все стороны жизни, увеличивающейся ролью средств массовой информации и коммуникации.

2.Международное разделение труда (МРТ) — 1. это специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами.

2. территориальное обособление отдельных видов трудовой деятельности между странами, предусматривающее концентрацию усилий и ресурсов на изготовлении продукции для внешнего рынка. Базируется на различиях между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсах и источниках энергии.

3. Основные показатели участия страны в МРТ

Международная статистика предлагает использовать следующие показатели степени участия страны МРТ:

1.Экспортная квота, отражающая долю экспорта страны в ее ВВП, Кэ=Эс/ВВП, где Эс – объем экспорта страны; ВВП – валовой внутренний продукт.

Этот показатель, реально отражая участие страны в МРТ, свидетельствует о степени зависимости процесса реализации произведенной национальной продукции от внешних рынков.

2.Импортная квота, показывающая долю импорта страны в ее ВВП, Ки=Ис/ВВП, где Ис – импорт. Импортная квота свидетельствует о зависимости экономики страны от внешнего мира.

3.Коэффициент динамики международного разделения труда,

отражающий соотношение темпов роста объемов экспорта и внутринационального производства, Kд=Jп/Jэ, где Jэ – индекс объемов экспорта; Jп – индекс объемов производства.

4.Коэффициент относительной экспортной специализации равен отношению удельного экспорта определенного товара в общей сумме экспорта страны к удельному весу экспорта данного товара в общем объеме мирового экспорта. Если данный коэффициент по какому-либо продукту больше единицы, это означает, что страна специализируется в мировом хозяйстве на производстве и торговле этим продуктом.

5.Коэффициент сравнительных преимуществ экспорта отдельных видов товаров различными странами, предлагаемый экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяет сравнивать удельный вес экспорта отдельного товара страны в общем объеме экспорта готовых изделий из стран ОЭСР. Страна имеет сравнительные преимущества, если удельный вес данного товара в общем экспорте этого товара из стран ОЭСР больше, чем доля экспорта готовых изделий данной страны в общем объеме экспорта готовых изделий из стран ОЭСР.

6.Коэффициент внутриотраслевой международной специализации. Значение коэффициента колеблется от –100 (страна является исключительно импортирующей по этому товару) до +100 (страна является исключительно экспортирующей по данному товару). Показатели внутри этого промежутка характеризуют степень вовлеченности страны во внутриотраслевую международную специализацию. Показатели экспортной и импортной квот могут рассчитываться как для страны в целом, так и для отдельных отраслей и видов продукции.

4. Специализация и кооперация: их роль в мировом производстве.

Главным направлением развития международного разделения труда стало расширение международной специализации и кооперации производства.

Международная кооперация и международная специализация рассматриваются как формы международного разделения труда, поскольку выражают его сущность.

Специализация производства - в широком смысле форма общественного разделения труда, сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях; это сосредоточение деятельности предприятия отрасли на выпуск ограниченной номенклатуры изделии или технологически однородной продукции.

Специализация предприятий:

· способствует внедрению современной высокопроизводительной техники,

· позволяет наиболее рационально организовать производство, максимально механизировать и автоматизировать труд, повысить его эффективность и качество,

· существенно сократить долю ручного труда и затраты времени на вспомогательные операции В конечном счете все это ведет к росту эффективности общественного производства и качества продукции. Специализация в промышленности сочетается с кооперированием производства.

Кооперирование производства — форма длительных, рациональных производственных связей, которые возникают в результате общественного разделения труда и устанавливаются между специализированными предприятиями в процессе производства продукции.

Кооперирование производства организуется также при наличии свободных мощностей на одних предприятиях и недостатке их на других. Основные преимущества кооперирования производства:

· способствует росту специализации производства и повышению производительности труда;

· улучшает использование и повышает эффективность использования основных фондов; например, предприятие имеет дорогостоящее и уникальное оборудование, которое может быть загружено продукцией этого предприятия на 70% мощности, а 30% мощности — для про-изводства продукции других предприятий по кооперации.

Международная кооперация производства в его развитых формах охватывает различные сферы сотрудничества, в рамках которого решаются многие проблемы. Так, производственно-технологическое сотрудничество включает следующие вопросы:

·передача лицензий и использование собственности;

·разработка и согласование проектно-конструкторской документации по технологическим процессам, техническому уровню и качеству продукции, строительным и монтажным работам, модернизации кооперирующихся предприятий;

·совершенствование управления производством, стандартизация, унификация, сертификация и распределение производственных программ.

 

 

12 ВОПРОС: Постиндустриализация: сущность, особенности, проблемы и последствия

Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному

В доиндустриальном (традиционном) обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала. В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Экономические отношения во многом определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физически здоровой рабочей силе).

Особенности будущей экономики.

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:- изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг).

- рост уровня образования, прежде всего, за счет послешкольного.

-новое отношение к труду.

- повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего, через переход к устойчивому развитию.

- гуманизация (социализация) экономики.

-информатизация общества.

- ренессанс малого бизнеса.

- глобализация.

Проблемы постиндустриализации. Несмотря на то, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее порождает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление структурной и квалификационной безработицы, порожденное падающим

или стагнирующим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и материалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большинстве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и образованием, и той частью, которая малоквалифицированна. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не только внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в частности: - изменяется структура производства и потребления мирового ВВП. - все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы. - быстро растет международная торговля знаниями. - обилие и доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала.

 

Либерализация хозяйственной жизни в мире

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Понятие либерализации экономической деятельности:

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализациейэкономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Особенности внутриэкономяческой либерализации в различных группах стран мира

Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80—90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992—1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60—80-е гг. еще росла.

В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран — членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост.

Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах — членах ОЭСР в

1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г. - 9, 1920 г. - 15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. — 44 и в 1990 г. — 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.). Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

Относительно развитых стран можно сделать вывод, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается, а там, где оказалась недостаточной, — возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку, т.е. главные отрасли постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует в экономике прямые рычаги регулирования, к тому же требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мере упрочения рыночной экономики и превращения ее в постиндустриальную государственное регулирование внутрихозяйственной жизни во всех трех группах стран становится более либеральным. Так, начавшаяся в 80-е гг. в развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам, в настоящее время охватила большинство развивающихся и постсоциалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.

Внешнеэкономическая либерализация в различных регионах мира

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике еще в 50-60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешнеторювого регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своеготаможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял в 1913 г. 17%, 1931 г. — 32 и в конце 40-х гг. — 16%, а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9, ЕС — 6,6%. Если считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе в 1999 г. этот показатель со- ставил 3,9%.

В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологии, если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения. Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), — после краха модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей Уровень тарифных ставок здесь остается выше, чем в развитых странах, превышая в ряде случаев 20—30%. Так, в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и к концу столетия его планируется снизить до 15%.

В этих двух группах стран больше всего ограничений на ввоз и особенно вывоз капитала. По данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 стран — членов МВФ, преимущественно в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Здесь намного ощутимее государственное регулирование и остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее в этих двух группах стран в настоящее время уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале XX в.

Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике

Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в виде нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех странах (даже развитых) для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает первая.

 

13 ВОПРОС:

В начале XXI века мировое сообщество зафиксировало появление новых центров силы – Китая, Индии, Бразилии, Турции, Ирана. Их подъём было бы естественно связать с развитием глобализации и вовлечением новых стран в процесс быстрого экономического роста. В связи с этим возникает весьма интересный вопрос, почему этот рост оказывается неравномерным. Что обуславливает успехи одних стран и неудачи других? Так, несмотря на высокую численность населения, ресурсы и прогресс в общем уровне образования, такие страны, как Пакистан, Египет, Нигерия, Аргентина, не смогли принять участие в этом ралли.

С экономической точки зрения развитие страны определяется целым рядом факторов. Это, прежде всего, уровень образования, природные богатства, численность населения и размер инвестиций, приходящихся на каждого человека. Первые три фактора являются по существу данными, и они вряд ли могут быть изменены в течение одного десятилетия. Однако уровень инвестиций оказывается чрезвычайно чувствительным по отношению не только к указанным факторам, но и другим, не менее важным. Эта группа факторов имеет политический характер: устойчивость политического режима, его отношение к бизнесу, правам собственности и коррупции. Естественно предположить, что инвестиции не придут в страну с неустойчивым политическим режимом, который не способствует развитию бизнеса, нарушает права собственности и не борется с коррупцией. Таким образом, вопрос о развитии новых центров силы в значительной мере сводится к способности государства создать указанные выше условия, одновременно обеспечивая и высокий уровень инвестиций.

Превращение из отсталой в развитую страну сейчас идет быстрее, чем раньше. Так, Японии для этого понадобилось около 70-100 лет (с 60-х гг. XIX в. по 30-е гг. и окончательно в 60-е гг. XX в., когда ее приняли в ОЭСР), а Южной Корее — около 40—50 — лет (с начала 50-х гг. до 90-х гг. текущего столетия, когда Республика Корея вступила в ОЭСР). Правда, и обратный процесс идет также быстро: в России за 90-е гг. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности сократился почти в 2 раза — с 6930 долл. в конце 80-х гг. до примерно 3800 долл. в 1998 г. (по более современным оценкам Госкомстата России, — с 12 000 до 6700 долл.).

Интенсификация процессов уменьшения/увеличения разрыва в Уровнях развития произошла за счет ускорения темпов роста экономики в расчете на душу населения в последние 100-200 лет. На протяжении почти всей истории человечества рост экономики едва превышал рост населения. Однако в последние столетия он стал ускоряться. Среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения ныне развитых стран составляли в XVIII в. около 0,3—0,6%, в XIX и начале XX в. они достигли (в отдельные десятилетия) 1,7%, а затем упали в результате двух мировых войн и кризиса 30-х гг., но во второй половине XX в. вновь возросли до 2,6% (пик был достигнут в 60-е гг.). В этом историческом «рывке» наряду с европейскими государствами приняли участие и неевропейские страны, которые в первой половине XIX в. еще были феодальными (Россия, Япония) или странами переселенческого капитализма (Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия, Южная Африка, затем Израиль).

Остальные страны мира оказались на долгое время в основном в стороне от этой зоны ускорения экономического роста. У большинства из этих стран, ныне называемых развивающимися, темпы экономического роста в расчете на душу населения в начале XIX в. были почти нулевыми или отрицательными, к концу XIX в. они увеличились до 0,1—0,2% в год, в начале XX в. достигли 1% и во второй половине его колебались от 0,1 до 2,8%.

Модель "догоняющего" развития уходит корнями в межвоенный период, хотя можно говорить о более ранних примерах ускоренной промышленной

модернизации хозяйства Германии после объединения 1871 г. и Японии периода преобразований Мейдзи. Хозяйственная история первой половины XX в. отмечена, по крайней мере, двумя масштабными экспериментами "догоняющего" индустриального развития на основе мобилизационного метода: ускоренная индустриализация СССР (1920-1930-е гг.) и ускоренная милитаризация Германии (1930-е гг.). В послевоенный период в СССР, странах мировой системы социализма и ориентировавшихся на них освободившихся странах происходил процесс ускоренного индустриального развития при условии отсутствия рыночных отношений.

В ряде капиталистических стран со средним уровнем развития стала осуществляться политика ускоренной индустриализации, которая имела общие черты, несмотря на отдельные региональные различия. На протяжении 1950-1960 гг. страны с "догоняющей" моделью показали невиданные образцы роста (например, японское "экономическое чудо", ускоренное развитие ряда стран Латинской Америки и др.). В переломные для развитых стран 1970- 1980-е гг. особых успехов добились страны Юго-Восточной Азии, так называемые "азиатские драконы", а также ряд государств - экспортеров энергоносителе.

 

14 ВОПРОС: Интеграция как высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса. Стадии развития интеграционного процесса. Особенности интеграционных процессов в развитых и развивающихся странах. Крупнейшие интеграционные группировки мира.

Интеграция - объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Интеграция охватывает внешнеэкономический обмен и сферу производства, а также ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. На характер и движущие милы интеграции влияют особенности стран. Основная причина интеграции - требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств. Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте.

В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов:

1) зона свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический и валютный союз;

Зона свободной торговли.

 Данный этап предусматривает отмену таможенных барьеров, тарифов при взаимной торговле товарами и услугами. Но в отношениях с третьими странами проводится единая таможенная политика. Как правило зоны свободной торговли распространяются на все виды товаров, кроме сельскохозяйственной продукции (из-за различиях в природных условиях и, соответственно, в себестоимости продукта). Координация действий осуществляется межгосударственным секретариатом.

Таможенный союз.

 На данном этапе происходит отмена таможенных тарифов, вводится система нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами. Предусматривается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами. Это происходит при полной свободе перемещения всех видов ресурсов внутри данной организации. Для согласования действий создаются системы межгосударственных органов, проводятся периодически совещания министров, формируется постоянно действующий межгосударственный секретариат.

 Общий рынок.

 Данный этап характеризуется формированием единого рынка всех видов ресурсов (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и технологий). Координация осуществляется на совещаниях глав государств и правительств.

Экономический и валютный союз.

 Эти уровни предполагают полную интеграцию национальных экономик, введение единой валютной системы, проведение единой бюджетной и денежной политики, образование наднациональных органов управления.

Интеграционные процессы в странах с развитой экономикой, с одной стороны, отражают тенденцию развития мирового хозяйства, с другой, - протекают под их воздействием, которое проявляется в поиске внешних ресурсов. Это означает, что стремление стран с развитой экономикой к интеграции в большей степени основано на воздействии внешних факторов, так как благодаря интеграции эти страны получают возможность стимулировать собственное экономическое развитие. Таким образом, интеграционные группировки в рамках экономически развитых стран прежде всего преследуют цель обеспечения стабильности и равновесия экономики.
Сущность интеграции в развивающихся регионах состоит в объединении рынков и ресурсов; в формировании регионального разделения труда на основе производственного и научно-технического сотрудничества; в расширении взаимного обмена товарами и услугами, особенно готовой продукцией, неконкурентоспособной на рынках развитых стран. Интеграция дает возможность для выработки общей политики и совместных действий в отношении развитых стран, которые являются главными потребителями продукции развивающихся стран и поставщиками необходимых товаров, капиталов, технологий, в целях расширения доступа на их рынки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: