Система международных экономических отношений 6 страница

– внутренний инвестиционный спрос;

– состояние платежного баланса страны;

– величина внешней задолженности страны;

– колебания обменных курсов валют и др.

К политическим факторам можно отнести:

– войны (локальные и региональные);

– террористические акты;

– государственные перевороты;

– политическая нестабильность в мире, регионе, стране и др.

К социальным факторам можно отнести:

– структуру населения;

– уровень доходов населения;

– предпочтения в спросе, вызванные религиозными, историческими или традиционными причинами и устоями;

– уровень занятости населения и др.

Природные факторы особенно влияют на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции (стихийные бедствия, экологические катастрофы, эпидемии среди сельскохозяйственных животных и др.).

3) Риски, связанные с формированием спроса на отдельных рынках.

Финансовый риск связан с возможной экономической нестабильностью в стране, скачком уровня инфляции и т.п. Меры по снижению финансовых рисков могут включать в себя привлечение к разработке крупных фирм.

Кредитный риск - связан с возможностью невыполнения создаваемым предприятием своих финансовых обязательств перед кредитором в результате использования для финансирования деятельности фирмы заемных средств. Этот тип риска предусматривает дополнительные издержки, связанные с уплатой процентов и пеней за несвоевременные платежи по кредитам и займам.

Ценовой риск - связан с ростом цен на материалы и инвентарь, получаемые от поставщиков. На сегодняшний день темп роста инфляции значительно меньше, чем пять-десять лет назад. Однако данный вид риска имеет особую значимость для ООО "Компания "КМ-сервис", т.к. в конечном итоге это повысит стоимость услуг предприятия и может привести к снижению числа клиентов.

Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и иностранных курсов валюты. В условиях рыночной экономики и угрозой финансового кризиса в России эта группа рисков достаточно значительна для любого предприятия.

Риск отсутствия или снижения спроса связан со снижением спроса на услуги предприятия со стороны клиентов. Данный тип риска можно снизить с помощью увеличения ассортимента услуг, повышения качества обслуживания и т.п.

Маркетинговый риск обусловлен возможными маркетинговыми войнами со стороны конкурентов. Это могут быть рекламные акции, предоставление скидок, другие маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение

доли рынка со стороны конкурентов. Маркетинговые риски рекомендуется минимизировать с помощью создания положительного имиджа ООО "Компания "КМ-сервис", проведения грамотной рекламной кампании.

Юридический риск связан с несовершенством законодательства, неправильным оформлением документов, контрактов, например, фиксирующих права собственности. Существует возможность минимизации юридического риска с помощью привлечения грамотных юристов, заключения договоров на юридические услуги.

 

21 ВОПРОС: Ценообразующие факторы в международной торговле. Мировые цены, их основные характеристики и виды. Классификация мировых товарных рынков по степени свободы конкуренции.

Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнести: соответствующие фазы экономического цикла; соотношение совокупных спроса и предложения, динамику инфляции и т.д.

Конкретно – экономические – ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести:

- соотношение спроса и предложения на данный товар:

- изменения в издержках производства и обращения данного товара:

- налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией;

- изменения в потребительских свойствах данного товара (надежность, качество, престижность и т.д.)

Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых товаров. К ним относят:

- сезонность в производстве и реализации отдельных товаров;

- обязательная комплектность поставок отдельных товаров (в основном, машинно-техническая продукция);

- гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Специальные ценообразующие факторы - факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические – политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли.

В реальной практике вся эта совокупность факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли.

 

 

Классификация мировых товарных рынков по степени свободы конкуренции:

· Рынок совершенной (свободной) конкуренции;

· рынок «чистой» монополии;

· рынок монополистической конкуренции;

· олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).

 

 

22 ВОПРОС:

А) Международное регулирование мировой торговли. Б) Формы воздействия государства на цены международной торговли.

A) Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

1) ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и

сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

2) ВТО (Всемирная торговая организация).

Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

3) ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами).

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

4) ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности. В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.

5) ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)

По инициативе социалистических и ряда развивающихся стран, было принято решение о создании органа в системе ООН, который бы регулировал международную торговлю по более справедливым принципам. Главная идея Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД) состоит в сосредоточении механизма регулирования на пользу стран, которые развиваются. Деятельность ЮНКТАД реализуется на основе принципов равенства государств в международных экономических отношениях; ликвидация дискриминации и экономического давления; распространение режима наибольшего благоприятствования в международной торговле; предоставление привилегий развивающимся странам; благоприятствование расширению экспорта в развивающихся странах. Следовательно, основной целью ЮНКТАД является поддержание и способствование дальнейшему

развитию мировой торговли для ускорения международного развития, особенно развивающихся стран.

Б) Формы воздействия государства на цены международной торговли.

Главная цель государственного ценового регулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Однако влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

- Государство регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и этим оказывает воздействие на цены внешней торговли (на товары, которые фирмы данной страны экспортируют).

- Государство может субсидировать (т.е. брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливая международную конкурентоспособность отечественных фирм-экспортеров.

Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с производством экспортной продукции.

- Государство проводит таможенную политику в области импорта. Например, устанавливает низкие импортные таможенные пошлины на поступающее из-за границы сырьё, из которого производится экспортная продукция, и влияя на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

- Государство устанавливает определенные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

- К формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. Речь идет о реализации товаров через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств, по ценам ниже нормального уровня

применительно для этих стран - т.е. искусственное занижение цен во внешней торговле.

- Ещё одним инструментом прямого воздействия государств на цены внешней торговли является налоговое регулирование. Примером такого рода является введение налога на добавленную стоимость, которым облагаются некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценах.

Таким образом, государственное регулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Имеются также и другие механизмы, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, которые, в конечном счёте, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке. Поэтому изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденции этих механизмов.

 

 

23 ВОПРОС: Международная торговля услугами, их характеристики и отличия от товаров. Особенности современного мирового рынка услуг. Специализация различных групп стран в мировом экспорте услуг.

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги

• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля.

• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли.

Различия между товарами и услугами (видимые и невидимые слуги). Товары предаются хранению, а услуги нет. Торговля товарами непосредственно не связана с произв-м, пр-во и потребление должны совпадать во времени. межд-й товарный оборот попадает в гораздо больший удельный вес производимых товаров. Значительный удельный вес производимых услуг явл неторгуемым. В межд-й торговле товарами допустим институт посредников. Для услуг-использование института посредников затруднено и встречается редко.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:

- регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

- отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;

- услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

- производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

- международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;

- не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

 

25 ВОПРОС: Классификация населения по способности участвовать в трудовом процессе: по экономическому и биологическому типам.

Трудоспособное население — часть человеческих ресурсов, ограниченная определенными возрастными границами.

Границы трудоспособного в России они составляют: 16—54 лет (включительно) — для женщин, 16—59 лет (включительно) — для мужчин.

Трудоспособность — физическая и духовная способность людей к осуществлению трудовой деятельности.

В соответствии с характером работы, которую человек в состоянии выполнить, выделяют трудоспособность:

· 1) общую (т.е. способность к выполнению какой-либо работы в обычных условиях);

· 2) профессиональную, т.е. способность к выполнению работы по определенной профессии, специальности;

· 3) специальную, т.е. способность выполнять работу в нестандартных условиях производства и климата.

По объему обычно выделяют полную и неполную трудоспособность (ограниченную, частичную и т.д.).

Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов являются показатели численности населения: фактическая, прогнозируемая и средняя. Последний показатель используется при оценке и анализе демографических процессов: исчислении общих и специальных коэффициентов рождаемости, смертности, а также абсолютных темпов роста и прироста населения, среднего коэффициента прироста населения и среднего темпа прироста населения.

Экономически активное население — часть населения (занятого и не занятого трудовой деятельностью), обеспечивающая предложение труда для производства товаров, услуг и иных материальных и духовных ценностей.

Уровень экономической активности населения — доля численности экономически активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы.

Занятое население — лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

· а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые работы но направлению учебных заведений;

· б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работ но специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

· в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

· а) не имели работы (доходного занятия);

· б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· в) были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

Экономически неактивное население — население, которое не входит в состав трудовых ресурсов (занятых и безработных).

Величина экономически неактивного населения включает следующие категории:

· а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

· б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

· в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп);

· г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;

· д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

· е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.

Статус в занятости определяется для экономически активного населения, т.е. как для занятых, так и для безработных, в зависимости от степени экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками и предприятиями.

Для безработных лиц, ранее имевших работу, статус определяется по их предыдущей занятости.

Экономически активное население делится на две группы:

· • наемные работники, деятельность которых управляется или осуществляется согласно установленному набору правил;

· • лица, работающие не по найму: работающие на индивидуальной основе; работодатели; неоплачиваемые работники семейных предприятий; члены коллективных предприятий. Их доход (или семьи) непосредственно зависит от результатов деятельности по производству товаров или услуг. Они принимают управленческие решения, влияющие на деятельность предприятия, или делегируют эти полномочия, но за собой оставляют ответственность за благополучие предприятия.

Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих определений:

• наемные работники — лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме (т.е. при заключении договора) оплату наличными деньгами или натурой;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов;

· • работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные и случайные работы);

· • работодатели — лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Работодателем является управляющий семейным предприятием, если его семья владеет предприятием без раздела на доли между членами семьи и использует труд наемных работников на постоянной основе для осуществления производственной деятельности. Свои управленческие функции такой работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия;

· • неоплаченные работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

· • члены производственных кооперативов (коллективных предприятий) и партнеры — лица, работающие па данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями;

· • лица, не поддающиеся классификации по статусу — безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью, приносящей доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости.

Наемные работники распределяются на две подгруппы:

· • гражданское население;

· • военнослужащие.

К военнослужащим относятся лица, имеющие воинское звание и находящиеся на действительной воинской службе по контракту или призыву. К военнослужащим не относятся лица, состоящие на службе в органах внутренних дел в качестве рядового или начальствующего состава. Обучение в военных учебных заведениях дневной формы обучения не является оплачиваемой занятостью, доходным занятием или временным отсутствием на предприятии, организации.

Наемные работники распределяются также по длительности найма на работу:

· • постоянные работники. Среди них выделяются те, у которых трудовой договор не определяется продолжительностью найма, но она достаточно большая для отнесения их к временным работникам или нанятым на случайные работы;

· • временные работники;

· • сезонные работники;

· • работники, нанятые на общественные работы.

Безработица ее тенденции и влияние на государственную политику занятости.

· Уровень безработицы в России в августе 2014 г. достиг своего минимума в 4,8%, который является одним из наиболее низких среди стран Европы. При этом, низкий уровень безработицы по стране складывается из показателей сильно дифференцированных по регионам: безработные сконцентрированы в регионах с неблагополучной обстановкой и в регионах с большой численностью населения. Уровень безработицы выше в регионах с низкими заработными платами.

· Уровень безработицы в России установился на низком уровне, менее чувствителен к экономическим шокам в связи с использованием гибкой продолжительности рабочей недели, внеочередных отпусков и т.д.

· Безработные являются слабо защищенной группой населения: средняя продолжительность безработицы превышает 7 месяцев (более трети безработных находятся в поиске работы более 1 года) при низких пособиях по безработице, не способных выполнить функцию компенсации утраченного заработка на время поиска работы. О необходимости развития активной государственной политики по поддержке занятости также свидетельствует невостребованность услуг по содействию трудоустройству.

· По причинам незанятости наибольшая доля безработных приходится на лица, не имевшие ранее работы, и лица, уволившиеся по собственному желанию.

· Самый высокий уровень безработицы по последнему месту работы в 2013 г. был в сферах, использующих труд с низкой квалификацией работников. Самый низкий уровень безработицы наблюдался среди работников социальной сферы и сферы государственного управления, эти группы также менее чувствительны к экономическим шокам.

· Отложенная во времени отдача от образования - причина более высокой безработицы среди лиц младших возрастных групп с более высоким образованием. Для остальных работников между уровнем образования и безработицей существует обратная зависимость.




double arrow
Сейчас читают про: