Международные валютно-кредитные и финансовые организации

 

Характеристика международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

 

Международные валютно-кредитные и финансовые организации появились в текущем столетии, создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят Банк международных расчетов, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и небанковские институты, в частности — Международный валютный фонд и др. Они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

  • усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК, выходящих за национальные границы;
  • развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;
  • необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

1) объединить усилия сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

2) осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

3) совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.

Банк международных расчетов (БМР) — первый международный банк. Он создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана. Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 стран Европы.

Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков. США представлены в нем не федеральной резервной системой (ФРС), а Сити-банком, однако ФРС США имеет тесные отношения с БМР; на ежемесячных совещаниях в Базеле (Базельский клуб) и общих собраниях учредителей БМР всегда присутствует член совета управляющих ФРС. Приоритет в управлении деятельностью БМР традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние.

Управление деятельностью БМР осуществляется общим собранием и советом директоров, а сам банк в сущности является акционерной расчетной палатой. Согласно уставу основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям принят золотой швейцарский франк, а доллар США используется для выплаты дивидендов акционерам.

Кроме того, БМР является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте . Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г.

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50—60-х гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат — исполнительный орган — включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала насчитываться в SDR (Special Drawing Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц. В начальный период деятельности фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран — экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

2) поддержание устойчивости валютных паритетови устранение валютных ограничений;

3) предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие родственные ему валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960 г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР — родоначальника и центральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ).

Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером является США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

Совет управляющих — высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменения размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире. Президент банка является и его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя. Основными функциями ВБ являются:

1) инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

2) аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

3) постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

4) посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:

  • выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
  • принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
  • отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
  • направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15—17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7—7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Главными принципами деятельности МФК являются финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.

Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств ассоциации.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

В настоящее время выдаваемые Агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл. Членами МАГИ являются 132 страны.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учрежден в 1958 г. странами-членами ЕС. Целями создания банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слаборазвитых регионов, осуществление отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и директорат — президент и несколько его заместителей — возглавляют банк. Такие страны, как Германия, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала. Размер резервов капитала превышает 10% уставного фонда.

ЕИБ привлекает средства на европейском и международном рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам, могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лидирующими заемщиками банка.

В последние годы банк как агент Европейского союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым банк предоставляет финансовую поддержку.

Россия является участником Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), образованного в 1990 г. (принята в 1994 г.). Акционерный капитал банка в размере 10 млн. евро делится на 1 млн. акций номиналом 10 евро каждая. Россия считается одним из ведущих акционеров, на ее долю приходится 4% всех акций.

Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие развитию и расширению конкурентоспособного частного сектора, прежде всего — малых и средних предприятий, способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предпринимательской деятельности; направляет инвестиции в объекты инфраструктур, обеспечивающих условия для развития частных предприятий.

В отличие от других международных финансовых организаций, в уставе ЕБРР указывается, что банк осуществляет свои операции только в странах, которые привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Банк обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в частный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется. ЕБРР выдает свои кредиты через посредников, которые могут наилучшим образом удовлетворить потребности мелких и средних предприятий.

Основными функциями ЕБРР являются:

1) прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

2) инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий;

3) предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

4) финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: