Международные и региональные финансовые и валютно-кредитные организации

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресур­сами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительствен­ного обсуждения, выработки консенсуса и рекоменда­ций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистичес­кие и научно-исследовательские издания по актуаль­ным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объеди­няет общая цель - развитие сотрудничества и обес­печение целостности и стабилизации сложного и про­тиворечивого всемирного хозяйства. Спе­циальные фонды дополняют эти организации.

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключе­нием Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.).

Возник­новение международных финансовых институтов обус­ловлено следующими причинами:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за наци­ональные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кре­дитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, креди­тов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональ­ных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими страна­ми; повышение их роли в мировом развитии; тенден­ция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты преследу­ют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кре­дитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стра­тегию и тактику мировой валютной и кредитно-финан­совой политики.

В настоящее время в мире насчитывается около 400 многосторон­них межправительственных валютно-финансовых организаций. В зависи­мости от выполняемых функций их можно подразделить на две группы:

1. Фонды.

2. Межгосударственные банки.

Крупнейшими международными валютно-финансовыми организациями являются Международный валютный фонд и Международный банк реконс­трукции и развития.

9.5.1. Международный валютный фонд (МВФ)

МВФ - межправительственная валютно-финансовая организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между страна­ми - членами.

Свою деятельность МВФ начал с 1 марта 1947 г. в соответствии с уставом.

В первоначальный устав МВФ были внесены две серии поправок:

1) 1969 год - введена система специальных прав заимствования (СДР);

2) 1978 год - Бреттон-Вудская валютная система заменена Ямайской.

Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответс­твии с установленной для каждой страны квотой. Квота определяется с учетом экономического потенциала и роли страны в международной торговле. Не реже одного раза в пять лет квоты пересматриваются.

В отличие от других международных валютно-финансовых органи­заций взносы в уставный капитал МВФ осуществляются в полном объеме подписки (т.е. квоты). Это связано с тем, что Фонд работает преи­мущественно на собственном капитале и лишь в небольшой части – на заемном.

В настоящее время капитал Фонда превышает 120 млрд. долл. США.

До 1978 г. уставный капитал Фонда формировался на 25% в золо­те и на 75% в резервных и национальных валютах. С 1978 г. согласно поправке к Уставу вместо взноса в золоте вносится 25% или менее в резервной валюте; остальное - в национальной валюте.

Руководящие органы МВФ - совет управляющих и директорат. Со­вет - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов и управляющих центральных эмиссионных банков стран-членов, собирается раз в год. Директорат - исполнительный орган, регулирует повседневную деятельность фонда, состоит из 22 директоров: 5 - от США, Великобритании, Германии, Франции, Японии; 1 - от Саудовской Аравии (т.е. от стран с наибольшими квотами); 16 директоров избираются на двухлетний срок по принципу географичес­кого представительства. Голоса в руководящих органах распределяют­ся между странами исходя из размера квот: каждая страна имеет в совете управляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Для принятия решений по наиболее важным вопросам требуется не менее 85% голосов, по менее важным - 70%. Располагая наибольшим числом голосов, США (19,14%) и страны ЕС (28,62%) имеют соответственно и «право вето» по большинству принимаемых решений.

Требования, предъявляемые Международным валютным фондом государствам-членам, де­лятся на две основные группы. Одна из них включает универсальные требования, которые все страны призваны выполнять постоянно, - в силу своей принадлежности к Фонду. К другой отно­сятся те, которыми МВФ конкретно обусловливает предоставление кредитов и которые страны-заем­щицы должны реализовывать в период действия согласованных с ним стабилизационных программ. Эти требования зафиксиро­ваны в Статьях соглашения МВФ.

Во-первых, в соответствии со статьей VIII Ус­тава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание кон­вертируемости национальных валют в сфере между­народных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Одна­ко введение конвертируемости валют не рассмат­ривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксиро­вана) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения. Известно, что страны Западной Европы смогли установить частичную конвертируемость своих ва­лют только с конца 1958 г., т.е. через тринадцать с половиной лет после окончания второй мировой воины, а в полном объеме - согласно требованиям статьи VIII Устава МВФ - почти через шестнадцать лет (с середины февраля 1961 г.). Что касается России, то она ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления рыночных преоб­разований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР «О либе­рализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Пред­приятия и физические лица получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. В связи с тяжелым экономическим положе­нием России и других государств СНГ введение конвертируемости их валют в объеме требований статьи VIII Устава МВФ (по текущим операциям) было в то время невозможным. Поэтому эти го­сударства, воспользовавшись положениями статьи XIV, применили на первых порах режим конвер­тируемости валют, который распространялся только на резидентов, т.е. юридические и физические лица этих стран, а валютные операции нере­зидентов подвергались ограничениям.

Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности ва­лютных курсов (согласно этому требованию Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим ино­странным валютам). Ямайский устав МВФ предоставляет государ­ствам-членам возможность выбора практически любого валютного режима (статья IV, раздел 2в). Вместе с тем он обязывает страны при проведении валютной политики сотрудничать с Фондом. Нор­мы, которыми они должны при этом руковод­ствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой, направ­ленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не останавливать искусственным путем изменение валютного курса, если оно вызывается действием глубинных, фундаментальных факторов; 2) на­против, прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным хаотичным и дезорганизующим колебаниям рыночных валютных курсов; 3) не использовать механизм валютного курса для того, чтобы получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими стра­нами-членами. МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.

В-третьих, непременным условием членства в МВФ является установление их информационной откры­тости. Страны-члены должны регулярно предо­ставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны при­нимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Сотрудничество с МВФ позволяет правитель­ственным органам стран, осуществляющим нацио­нальную экономическую политику, прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов, ис­пользовать их богатейший опыт. В свою очередь, эти страны благодаря членству в МВФ получили возможность более эффективно участ­вовать в процессе выработки решений, опреде­ляющих направление и содержание эволюции ми­рового валютно-кредитного механизма. Конечно, в каких-то случаях требование информационной от­крытости может вступать в противоречие с по­требностью в сохранении конфиденциальности той или иной экономической информации.

Одним из требований МВФ к России явилось ужесточение денежно-кредитной политики, в осо­бенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кре­дитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в част­ности ограничение кредитной эмиссии Банка Рос­сии во второй половине 1992 г. объемом в 700 млрд. рублей.

Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдержива­ние увеличения денежного предложения, предус­матривали и договоренности о предоставлении кре­дитов в рамках механизма финансирования сис­темных преобразований в 1993 и 1994 гг.

Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государст­венной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономи­ческой стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные усло­вия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:

· всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

· усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;

· полное устранение административного конт­роля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;

· радикализация земельной и сельскохозяйствен­ной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

· укрепление банковского сектора - усиление эффективности надзора над коммерческими бан­ками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;

· формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной пра­вовой и организационной основы для функцио­нирования рынка ценных бумаг, в частности секьюритизацию долгов предприятий путем вве­дения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей;

· обеспечение для иностранных инвесторов рав­ных с национальными предпринимателями возмож­ностей участия в приватизации собственности.

Регулирование валютных отношений фонд осуществляет следующими способами:

1) установление норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением;

2) устранение валютных ограничений;

3) использование многосторонней системы платежей;

4) предоставление краткосрочных кредитов при валютных затруд­нениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: