Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Специальные фонды дополняют эти организации.
|
|
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.).
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
В настоящее время в мире насчитывается около 400 многосторонних межправительственных валютно-финансовых организаций. В зависимости от выполняемых функций их можно подразделить на две группы:
1. Фонды.
2. Межгосударственные банки.
|
|
Крупнейшими международными валютно-финансовыми организациями являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
9.5.1. Международный валютный фонд (МВФ)
МВФ - межправительственная валютно-финансовая организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между странами - членами.
Свою деятельность МВФ начал с 1 марта 1947 г. в соответствии с уставом.
В первоначальный устав МВФ были внесены две серии поправок:
1) 1969 год - введена система специальных прав заимствования (СДР);
2) 1978 год - Бреттон-Вудская валютная система заменена Ямайской.
Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с установленной для каждой страны квотой. Квота определяется с учетом экономического потенциала и роли страны в международной торговле. Не реже одного раза в пять лет квоты пересматриваются.
В отличие от других международных валютно-финансовых организаций взносы в уставный капитал МВФ осуществляются в полном объеме подписки (т.е. квоты). Это связано с тем, что Фонд работает преимущественно на собственном капитале и лишь в небольшой части – на заемном.
В настоящее время капитал Фонда превышает 120 млрд. долл. США.
До 1978 г. уставный капитал Фонда формировался на 25% в золоте и на 75% в резервных и национальных валютах. С 1978 г. согласно поправке к Уставу вместо взноса в золоте вносится 25% или менее в резервной валюте; остальное - в национальной валюте.
Руководящие органы МВФ - совет управляющих и директорат. Совет - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов и управляющих центральных эмиссионных банков стран-членов, собирается раз в год. Директорат - исполнительный орган, регулирует повседневную деятельность фонда, состоит из 22 директоров: 5 - от США, Великобритании, Германии, Франции, Японии; 1 - от Саудовской Аравии (т.е. от стран с наибольшими квотами); 16 директоров избираются на двухлетний срок по принципу географического представительства. Голоса в руководящих органах распределяются между странами исходя из размера квот: каждая страна имеет в совете управляющих 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Для принятия решений по наиболее важным вопросам требуется не менее 85% голосов, по менее важным - 70%. Располагая наибольшим числом голосов, США (19,14%) и страны ЕС (28,62%) имеют соответственно и «право вето» по большинству принимаемых решений.
Требования, предъявляемые Международным валютным фондом государствам-членам, делятся на две основные группы. Одна из них включает универсальные требования, которые все страны призваны выполнять постоянно, - в силу своей принадлежности к Фонду. К другой относятся те, которыми МВФ конкретно обусловливает предоставление кредитов и которые страны-заемщицы должны реализовывать в период действия согласованных с ним стабилизационных программ. Эти требования зафиксированы в Статьях соглашения МВФ.
Во-первых, в соответствии со статьей VIII Устава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения. Известно, что страны Западной Европы смогли установить частичную конвертируемость своих валют только с конца 1958 г., т.е. через тринадцать с половиной лет после окончания второй мировой воины, а в полном объеме - согласно требованиям статьи VIII Устава МВФ - почти через шестнадцать лет (с середины февраля 1961 г.). Что касается России, то она ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления рыночных преобразований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Предприятия и физические лица получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. В связи с тяжелым экономическим положением России и других государств СНГ введение конвертируемости их валют в объеме требований статьи VIII Устава МВФ (по текущим операциям) было в то время невозможным. Поэтому эти государства, воспользовавшись положениями статьи XIV, применили на первых порах режим конвертируемости валют, который распространялся только на резидентов, т.е. юридические и физические лица этих стран, а валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям.
|
|
Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов (согласно этому требованию Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам). Ямайский устав МВФ предоставляет государствам-членам возможность выбора практически любого валютного режима (статья IV, раздел 2в). Вместе с тем он обязывает страны при проведении валютной политики сотрудничать с Фондом. Нормы, которыми они должны при этом руководствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не останавливать искусственным путем изменение валютного курса, если оно вызывается действием глубинных, фундаментальных факторов; 2) напротив, прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным хаотичным и дезорганизующим колебаниям рыночных валютных курсов; 3) не использовать механизм валютного курса для того, чтобы получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.
|
|
В-третьих, непременным условием членства в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам стран, осуществляющим национальную экономическую политику, прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов, использовать их богатейший опыт. В свою очередь, эти страны благодаря членству в МВФ получили возможность более эффективно участвовать в процессе выработки решений, определяющих направление и содержание эволюции мирового валютно-кредитного механизма. Конечно, в каких-то случаях требование информационной открытости может вступать в противоречие с потребностью в сохранении конфиденциальности той или иной экономической информации.
Одним из требований МВФ к России явилось ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности ограничение кредитной эмиссии Банка России во второй половине 1992 г. объемом в 700 млрд. рублей.
Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдерживание увеличения денежного предложения, предусматривали и договоренности о предоставлении кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований в 1993 и 1994 гг.
Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:
· всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
· усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
· полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
· радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
· укрепление банковского сектора - усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
· формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности секьюритизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей;
· обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.
Регулирование валютных отношений фонд осуществляет следующими способами:
1) установление норм регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением;
2) устранение валютных ограничений;
3) использование многосторонней системы платежей;
4) предоставление краткосрочных кредитов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.