Учебный предмет «Русская родная литература» (базовый уровень)

 

Модульный принцип формирования рабочей программы «Русская родная литература» призван обеспечить формирование субъектности читателя[10]: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Проблемно-тематический принцип позволяет разработчику рабочей программы выбрать учебный материал: список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.

В главе IV «Проблемы изучения русского языка и литературы» (п. 2 «Проблемы содержательного характера») Концепции указаны содержательные проблемы предмета «Литература», возникшие, по мнению экспертного сообщества, вследствие необеспеченности в полной мере дифференциации содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся: «Изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории».

На решение этих проблем может быть нацелено содержание предмета «Русская родная литература». При формировании списка изучаемых произведений разработчик рабочей программы может выбрать авторов и произведения, учитывая возрастные и этнокультурные особенности обучающихся (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений русскоязычных авторов Республики Коми), а также «несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений» (Концепция, гл. 4, п.2).

Примерная программа по русской литературе (примерная основная образовательная программа среднего общего образования, гл. II.2) предоставляет возможность сформировать перечень произведений, руководствуясь списком С. Практика показывает, что большинство произведений из этого списка не вызывает интерес у обучающихся. Исключениями являются повесть Г.В. Щербаковой «Вам и не снилось», роман М. Петросян «Дом, в котором…». Есть необходимость составления списка произведений на основе предпочтений подростков старшего школьного возраста. Например:

- Анатолий Алексин «Мой брат играет на кларнете»;

- Григорий Белых и Алексей Пантелеев «Республика ШКИД»;

- Сергей Лукьяненко «Недотёпа»;

- Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев» (цикл);

- Ирина Щеглова «Песчинка на ладони»;

- Михаил Самарский «Двенадцать прикосновений к горизонту»;

- Стругацкие Аркадий и Борис «Понедельник начинается в субботу»;

- Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»;

- Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»;

- Карен Шахназаров «Курьер»;

- Ася Петрова «Волки на парашютах». «Взрослые молчат»;

- Анна Никольская «В самолете со страусом», «Апокалипсис Антона Перчика»;

- Елена Габова «Москва слезам верит», «В ожидании алых парусов», «Дождь из прошлого века», «Двойка по поведению»;

- Анастасия Малейко «Моя мама любит художника»;

- Галина Гордиенко «Нечаянный поцелуй»;

- Альберт Лиханов «Невинные тайны»;

- Виктор Колупаев «На асфальте города»;

- Ирина Краева «Баба Яга пишет»;

- Мария Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках»;

- Станислов Востоков «Фрося Коровина».

Выбор авторов и произведений должен осуществляться разработчиком программы, исходя из важности опыта чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми для воспитания и интеллектуального развития обучающегося (п.2 гл. IV Концепции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: