На уровне основного общего и среднего общего образования

Основное общее образование Среднее общее образование
Организуется, как правило, в формах внеурочной деятельности учащихся по предмету Выполняется в рамках учебного времени, отведенного в учебном плане на данный элективный курс
Руководитель – педагог школы Куратор (тьютор) - педагог школы или привлеченный работник соц.партнера школы
Освоение проектной и учебно-исследовательской работы как типа деятельности на основе учебных предметов Проект и исследование – инструменты учебной деятельности межпредметного и надпредметного характера, необходимые для освоения социальной жизни и культуры
Возможные направления: – исследовательское; – инженерное; – прикладное; – бизнес-проектирование; – информационное; – социальное; – игровое; – творческое. Приоритетные направления: – социальное; – бизнес-проектирование; – исследовательское; – инженерное; – информационное.
Допускается совместная деятельность обучающихся и учителя Проект реализуется самим старшеклассником или группой учащихся
Презентация результатов в школе Презентация результатов – внешкольному сообществу

 

На уровне основного общего образования процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.

На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.

Презентацию результатов проектной работы целесообразно проводить не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу, благотворительным, волонтерским организациям. Если это бизнес-проект, то сообществу деловых людей – бизнесменов, предпринимателей.

Очевидно, что качественная организация и защита проектов на уровне среднего общего образования невозможна без качественной подготовки учащихся на уровне основного общего образования, когда закладываются основы и формируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Задача элективного курса «Индивидуальный проект» – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности. В рабочей программе элективного курса «Индивидуальный проект» необходимо предусмотреть часы:

- на выбор темы проекта;

- консультации по планированию этапов реализации проекта;

- организацию контактов с партнерами;

- сопровождение лабораторных практикумов на базе сторонних организаций;

- консультации по оформлению проекта;

- подготовку презентации.

Грамотная организация работы над индивидуальным проектом должна помочь старшекласснику осознать выбор будущей профессиональной деятельности и спроектировать личностный успех. Поэтому задачей элективного курса «Индивидуальный проект» является обеспечение опыта учащихся в конструировании социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей его сфере деятельности.

Какие формы работы,

Чтобы подготовить с учащимися проекты учитель реализует следующие формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках:

– уроки (урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок-рассказ об ученых, урок-патент на открытие);

– учебный эксперимент (планирование эксперимента, эксперимент, анализ результатов) или домашнее задание исследовательского характера.

На внеурочных занятиях:

– исследовательская практика обучающихся;

– образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с образовательными целями, программой деятельности и формами контроля);

– факультативные занятия для углубленного изучения предмета;

– ученическое научно-исследовательское общество, которое сочетает работу над исследованиями, коллективное обсуждение результатов, организацию дискуссий, интеллектуальных игр, публичных защит и конференций, встречи с представителями науки и образования;

– участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных и метапредметных неделях

В качестве продуктов проектной деятельности, которые создают ученики, могут выступать: письменные работы: эссе, рефераты, аналитические обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовые доклады, художественные творческие работы (прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, компьютерная анимация).  Кроме этого, учащиеся могут представить макет, конструкторское изделие, отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать тексты и мультимедийные продукты.

При этом, в какой бы форме ни реализовывался проект, каким бы ни был его продукт, результаты выполнения проекта обязательно должны отражать:

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, презентации результатов;

- навыки коммуникативной и рефлексивной деятельности, сформированность критического мышления.

Если проект связан с проведением учебного исследования (носит исследовательский характер) дополнительно к перечисленным в качестве результатов отражаются: навыки учебно-исследовательской деятельности, способность формулирования гипотезы исследования, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных.

Алгоритм действий по организации проектной деятельности старшеклассников:

1. Знакомство участников образовательных отношений с документацией. Организация изучения родителями (законными представителями) обучающихся Положения об итоговом индивидуальном проекте. Разъяснение родителям учащихся смысла работы над проектами. Учитель обязательно информирует обучающихся о целях и задачах проектов, критериях оценивания, требованиях к защите и предлагает выбрать руководителя проекта.

2. Контроль развития универсальных учебных действий, которые необходимы учащимся для работы над проектами. В ходе образовательной деятельности члены администрации школы и учителя наблюдают за развитием универсальных учебных действий. Отмечаются умения самостоятельно приобретать знания, планировать и управлять познавательной деятельностью, излагать и оформлять материал.

3. Анализ деятельности учителя по подготовке проектов. Учитель помогает школьникам выбрать темы, поставить цели и определить задачи проектов. После определения темы, ученик самостоятельно формулирует цель и задачи, затем обсуждает их с руководителем проекта.

Учитель помогает ученикам составить планы проектов и наметить пути их реализации. На мотивационном этапе педагог помогает определить значимость проекта и вариант конечного продукта.

Во время исследовательского этапа учащиеся ищут информацию, обрабатывают и анализируют ее в соответствии со структурой конечного продукта проектной деятельности. На проектировочном этапе школьники определяют способы решения проблемы, выбирают критерии оценки продукта, разрабатывают документацию для контроля результатов исследования. Технологический этап включает выбор средств реализации проекта. Практический – дополнительное структурирование информации, изготовление и оформление продукта. На контрольно-корректирующем этапе школьник оценивает проект, устраняет недостатки. На презентационном – готовит презентацию для защиты проекта.

Информация о ходе проектной деятельности представляется на совещаниях с руководителем образовательной организации, на заседаниях методических объединений или методического совета.

4. Организация работы комиссии или экспертной группы для оценки проектов. Проекты рассматривает специально созданная в образовательной организации комиссия. В распорядительном акте руководителя образовательной организации указывается состав комиссии или экспертной группы, в которую могут войти заместители руководителя, руководители школьных методических объединений, члены методического совета.

Система оценивания проектов описывается в Положении об итоговом индивидуальном проекте. В соответствии с данными критериями учащийся проводит самооценку проектной деятельности и проекта, определяет степень достижения поставленных целей и качество результатов. Комиссия или экспертная группа также должна  придерживаться этих критериев.

На защиту учеником представляется продукт с краткой пояснительной запиской, презентацией и отзывом руководителя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: