Примерный перечень вопросов к коллоквиумам

Коллоквиум № 1. Правовое положение несовершеннолетних.

1. Дееспособность и деликтоспособность несовершеннолетних в российских отрасляхправа.

2.Опека и попечительство. Эмансипация.

3. Федеральный закон РФ «Об основныхгарантиях прав ребенка в РФ». Профилактика безнадзорности и беспризорностинесовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Органы по защите прав несовершеннолетних (молодежные центры, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, службы занятости, иные органы).

5. Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ.

6. Защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

7. Формы правоприменительных документов в отношении несовершеннолетних.

Коллоквиум № 2. Социально-правовые технологии работы с молодежью.

1. Цели, задачи и функции профессиональной деятельности специалиста по работе смолодежью.

2. Социально-правовые технологии профессиональной деятельностиспециалиста по работе с молодежью (информирование, воспитание, обучение,исследование, поддержка, посредничество).

3. Солидарная концепция молодежнойполитики: особенности, задачи и основное содержание.

Примерная тематика педагогических эссе:

1. Дети – наше будущее.

2. Мы в ответе за тех, кого приручили.

3. Отцы и дети – это всегда конфликт поколений.

4. Обязанности только для взрослых.

5. Мои права – это...

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ

    Выбери правильный ответ и подтверди соответствующей статьей ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

    ЗАДАЧА 1

Кто несет ответственность за качество образования выпускников?

а) Образовательная организация,

б) Учитель;

в) Руководитель образовательной организации;

г) Руководитель, учителя, родители (законные представители) обучающихся образовательной
организации.

    ЗАДАЧА 2

    Могут ли быть созданы и осуществлять свою деятельность в образовательной организации общественные объединения обучающихся, в том числе профессионального союза?

а) профсоюза - да, общественные объединения обучающихся - нет;

б) профсоюза - нет; общественные объединения обучающихся - да;

в) да;

г)  нет.
    Задача 3

    Если учитель решил применять в своей деятельности новую методику, предусматривающую практические занятия, в ходе которых требуется выполнение обучающимися определенных трудовых функций, то каким образом он должен обеспечить внедрение этой методики?

а) Включить практические занятия в свой рабочий план и потребовать от обучающихся обязательного выполнения предусмотренных этим планом трудовых функций;

б) Согласовать этот вопрос с заместителем директора и проводить эти практические занятия в обычном порядке;

в) Обратиться к руководителям образовательной организации с просьбой о включении этих занятий в образовательную программу и учебный план, и после включения приступить к этим занятиям;

г) Проведение занятий, требующих от обучающихся выполнения определенных трудовых функций, не допускается.

    Задача 4

    Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательной организации?

а) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

б) Органы власти;

в) Органы управления образованием;

г)  Образовательная организация.
    Задача 5

Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» является основой объективной оценки подготовки выпускников, освоивших основные образовательные программы?

а) Государственная аттестация выпускников, проводимая независимой от органов
управления образования государственной аттестационно-диагностической службой;

б) Федеральные государственные образовательные стандарты;

в) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных организаций;

г) Основа объективной              оценки подготовки выпускников в законе
не определена.

    Задача 6

    Примерная основная образовательная программа - это

а) примерный учебный план;

б) примерный календарный учебный график;

в) примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин и иных компонентов;

г) учебно-методическая документация, включающая все вышеназванные компоненты: а)б) в).

    Задача 7

    Какое решение директора школы следует считать правильным, с точки зрения Закона, по поводу выпускника 9-ого класса, имевшего отличную успеваемость по математике на протяжении всей учебы, но отказавшегося сдавать его на выпускном экзамене?

а) Выдать вместо аттестата справку об обучении установленного образца;

б) Всеми возможными и невозможными способами заставить его явиться на экзамен, так как итоговая аттестация после окончания основной школы является обязательной;

в) Аттестовать с учетом оценок промежуточных аттестаций и неявки на экзамен;

г) Ничего не предпринимать, возложив ответственность на родителей (законных представителей) выпускника.

    Задача 8

    На какой срок в соответствии с законом выдается лицензия на образовательную деятельность?

а) Бессрочно;

б) 3 года;

в) 5 лет;

г) Срок законом не установлен.

Задача 10

В чью компетенцию входит научно-методическое обеспечение системы образования?

а) Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное
управление в сфере образования;

б) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования;

в) Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

г) Федеральных органов управления образованием.
Задача 11

    Какой продолжительности рабочая неделя определена в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. для учителя общеобразовательной школы?

а) 40 часов;

б)Не более 36 часов;

в) 18 часов;

г) В ФЗ ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
длительность рабочей недели для педагогических работников определена как
сокращенная продолжительность рабочего времени.

    Задача 12

    Может ли образовательная организация без ведома учредителя изменить порядок проведения промежуточной аттестации и используемую при этом систему оценок?

а) Да, это компетенция образовательного учреждения;

б) Да, но только порядок проведения промежуточной аттестации;

в) Да, но только систему оценок, используемую при проведении промежуточной, точной аттестации;

г Нет.
Задача 13

    Как следует поступить учителю, если обучающийся только по его предмету имеет академическую задолженность по итогам года, а учитель не считает, что нет необходимости оставлять этого ученика на второй год?

а) Самостоятельно исправить оценку на положительную и рекомендовать органам управления образовательной организацией перевести обучающегося в следующий класс на общих основаниях;

б) Постараться договориться с администрацией образовательной организации и с ее разрешения исправить оценку на положительную;

в) Поставить вопрос об осенней переэкзаменовке обучающегося;

г) Ходатайствовать перед органом управления образовательной организации об условном переводе этого ученика в следующий класс.

    Задача 14

    Какой из перечисленных элементов не входит в состав федеральных государственных образовательных стандартов?

а) Требования к структуре основных образовательных программ и их объему;

б) Требования к условиям реализации образовательных программ;

в) Требования к уровню подготовки выпускников;

г) Правила внутреннего распорядка.
    Задача 15

    Прав ли учитель общеобразовательной школы, считающий, что присутствие на уроке официального проверяющего (инспектора) из Минобразования и науки РФ неправомерно?

а) Да, учитель прав, присутствие проверяющего на уроке неправомерно во всех случаях;

б) Да, учитель прав, но только в том случае, если проверяемый вопрос не входит в компетенцию Министерства или в полномочия проверяющего;

в) Нет, учитель не прав, но только в случае, если присутствие на уроке проверяющего согласовано с руководством местного органа управления образованием;

г) Нет, учитель не прав, присутствие на уроке проверяющего правомерно во всех случаях.


Задача 16

Какие образовательные программы не относятся к общеобразовательным?

а) Дошкольного образования;

б) Начального общего образования;

в) Основного общего образования.

г) В вариантах ответов а), б) и в) нет программ, не относящихся к общеобразовательным.
Задача 17

    Каким нормативно-правовым документом в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в обязательном порядке устанавливается структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организации, порядок принятия ими решений?

а) Устав образовательной организации;

б) Типовые положения об образовательной организации соответствующего типа и вида;

в) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

г) Различные локальные акты ОО.
Задача 18

Вправе ли муниципальная или государственная аккредитованная образовательная организация самостоятельно устанавливать нормативные сроки освоения основных образовательных программ?

а) Да, безусловно;

б) Да, но только с согласия учредителя;

в) Да, при условии соблюдения требования о максимальной нагрузке, устанавливаемой
стандартом;

г) №т.
Задача 19

Законно ли требование учителя об отчислении из муниципальной школы ученика 7 класса, достигшего возраста 13-ти лет, за то, что тот «ленится и совершенно не желает изучать его предмет»?

а) Да, такое требование вполне правомерно и администрация школы, не нарушая
требований закона, может его удовлетворить;

б) Да, требование правомерно но только в случае, если этот ученик к тому же неоднократно нарушил устав образовательного учреждения и (или) совершил противоправные действия;

в) Да, правомерно, если аналогичные требования поступают и от других

Нет.
Задача 20

Какую систему оценок следует использовать при промежуточной аттестации обучающихся?

а) Общепринятую в России четырехбалльную систему;

б) Систему, произвольно выбранную учителем для текущего контроля знаний
обучающихся;

в) Любую систему, установленную на данный период Советом образовательной организации;

г) Систему, установленную образовательной организацией.

 

Методические материалы, определяющие

процедуры оценивания знаний

Задание № 1.

    Подход к решению проблемных задач и оцениванию качества их выполнения.

1-й шаг: прочитайте внимательно условие задачи;

2-й шаг: выберите в условии ключевые слова;

3-й шаг: по ключевым словам сделайте выбор ответа;

4-й шаг: по выбранному ответу определите главу и статью ФЗ «Об образовании в РФ», а затем уже пункт, а по необходимости и подпункт, т.е Вы находите содержание статьи, пункта данной статьи (по необходимости подпункта), который и подтверждает правильность выбранного решения.

 

    Например,

    Задача № 1 Кто несет ответственность за качество образования выпускников?

а) Образовательная организация,

б) Учитель;

в) Руководитель образовательной организации;

г) Руководитель, учителя, родители (законные представители) обучающихся образовательной
организации.

    Ключевые слова – «качество образования выпускников». Выпускники являются обучающимися конкретной образовательной организации, значит за качество их образования, прежде всего, несет ответственность образовательная организация. Выбираю ответ: образовательная организация. В Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ» нахожу главу и статью, где раскрывается компетенция образовательного учреждения, ст. 28, знакомлюсь с ее содержанием и нахожу подтверждение в п.7 указанной статьи «Образовательная организация несет ответственность. за качество образования своих выпускников,» Итак, получаем ответ: а) ст.28, п.7.

    Таким образом, решив данные задачи Вы глубже ознакомитесь с содержанием данного правового акта и выработаете навык работы с нормой.

    Задание № 2.

Опишите 5 жизненных ситуаций, возникающих между субъектами образовательных отношений, требующих их решения с помощью ФЗ «Об образовании в РФ».

 

Примерные вопросы к зачету

1. Государственная политика в области образования.

2. Принципы государственной политики в области образования.

3. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.

4. Законодательные акты, регулирующие образовательные отношения.

5. Компетенции РФ и субъектов в области образования.

6. Общая характеристика международных правовых актов в области образования.

7. Источники законодательства об образовании.

8. Региональная политика в области образовании.

9. Структура и виды нормативно-правовых актов, их классификация.

10. Система образования и ее основные структурные элементы.

11. Уровни образования и возможности реализации индивидуальной образовательной траектории при непрерывном образовании.

12. Формы получения образования и формы обучения.

13.  Формирование содержания образования в общеобразовательной организации.

14. Примерные образовательные программы. Разработка основной образовательной программы образовательной организации.

15. Особенности реализации образовательных программ.

16. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

17.  Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.

18. Система государственного управления образованием. Полномочия органов управления образованием.

19. Роль государственных, государственно-общественных и общественных структур управления в сфере образования.

20. Государственная регламентация образовательной деятельности: лицензирование, аккредитация образовательной деятельности.

21. Государственный контроль в сфере образования.

22. Информационная открытость образовательной организации.

23. Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения образования.

24. Национальная доктрина образования и направления ее реализации.

25. Образовательные правоотношения.

26. Субъекты образовательных правоотношений в образовательных организациях.

27. Понятие и виды юридических лиц.

28. Организационно-правовые формы образовательных организаций.

29. Типы образовательных организаций. Структура образовательной организации.

30. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций.

31. Устав и локальные акты образовательной организации.

32. Правовой статус образовательной организации.

33. Права и обязанности обучающихся образовательных организаций.

34. Особенности правового статуса отдельных категорий учащихся общеобразовательных организаций.

35. Разрешение конфликтов образовательной организации с обучающимися. 

36. Права и обязанности, ответственность родителей (законных представителей).

37. Права и обязанности работников общеобразовательных организаций.

38. Право на занятие педагогической деятельностью.

39. Права и обязанности индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность.

40. Условия труда педагогических работников общеобразовательных организаций.

41.  Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования.

42. Аттестация педагогических работников.

43. Правовые гарантии реализации прав граждан на образование и основания прекращения образовательных правоотношений.

44. Ответственность работников общеобразовательной организации по нормам ФЗ «Об образовании в РФ».

45. Типовые положения и устав образовательных организаций.

46.  Права, обязанности, ответственность образовательной организации перед личностью, обществом и государством.

47. Назначение и структура государственных образовательных стандартов. ФГОСы.

48. Нормативно-правовое обеспечение высшего и послевузовского образования.

49. Программа модернизации педагогического образования.

50. Дополнительное образование детей и взрослых.

51. Источники финансирования образовательных организаций.

52. Образовательная услуга. Платные образовательные услуги в государственных и муниципальных организациях.

53. Конвенция о правах ребенка и ее основные положения.

54.  Законодательство РФ как инструмент защиты прав ребенка.

55. Деятельности государственных и муниципальных органов по защите прав детей.

56. Осуществление защиты нарушенных прав ребенка

57. Правовой статус несовершеннолетнего.

58. Состояние современного российского законодательства в отношении несовершеннолетних.

59. Особенности применения норм уголовного, административного, гражданского права в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

60. Проблемы ювенальной юстиции в РФ.

 

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: