Основная цель формирования ключевых ценностей или принципов деятельности предприятия - создать в окружающей среде и в глазах сотрудников предприятия его определенный образ, имидж предприятия.
Герт Хофстеде
Он проводил свои изыскания в 70-ти странах мира, в результате чего сформулировал четыре факторные модели ценностей.
С. Йошимури
Провел сравнительный анализ японской и западноевропейской организационной культуры. Этот анализ основан на сопоставлении буддистских и христианских ценностей, носителями которых выступают члены организаций.
У. Нойман
Определил американский тип организационной культуры на основе верований и ценностных ориентаций.
У.Оучи
Разработал теорию Z, описывающую американскую и японскую модели управления. Оучи находит различия в системе трудовых отношений: частая смена места работы, быстрое продвижение по службе на основании личных достижений, практически пожизненный найм, медленный карьерный рост на основании стажа работы, широкий профиль деятельности в Японии.
|
|
Чарлз Ханди
Предложил свою классификацию типов организационной культуры, которая основывается на системе распределения власти, полномочий и ответственности. В зависимости от того, какие силы оказывают преобладающее влияние в организации, формируется и развивается определенная идеология отношений между составными частями и членами организации и соответствующая этим отношениям организационная культура.
Эдгар Шейн
Анализируя структуру организационной культуры, Эдгар Шейн в 1981 г. предложил выделить три её уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Эта модель, усовершенствованная им в 1983 г., до сих пор является весьма популярной и широко цитируемой.
Сильная и слабая организационная культура
Сильная организационная культура – культура, которая характеризуется высокой степенью своего развития, поддерживается большинством членов организации и является стабильно доминирующей.
Признаки сильной организационной культуры:
Разделяемость (толщина) – вовлечение в организационную культуру большого числа персонала организаци, в данном случае определяется как степень, в которой персонал конкретной организации придерживается доминирующих организационных ценностей, норм и правил и признает их. Степень разделяемости определяется двумя параметрами:
1) осведомленностью – знанием организационной философии, основ поведения в организации, традиций, ценностей и норм;
2) системой поощрения (мотивации) – проявляется в стимулировании труда, мотивации к деятельности индивидов, принимающих доминирующие организационные ценности, посредством карьерного роста, повышения заработной платы, премий и положительной репутации члена
|
|
Признаки:
Интенсивность – степень проявления преданности членов организации основным ценностям. Проявляется в качестве индивидуальных мотивов, стремлении к поддержке ценностей, норм и философии организации и определяется факторами вхождения персонала в организацию и его адаптации;
Приверженность – желание сотрудников оставаться членами организации, прилагать максимальные усилия в ее интересах и принимать ее ценности и цели.
Особенности сильной организационной культуры:
– формируется сильными лидерами (руководителями);
– одновременно является фактором стабильности и дестабилизации организации;
– может стать блокиратором инновационного развития организации.
Слабая организационная культура – культура, которая характеризуется низким уровнем сплоченности коллектива, отсутствием ценностно-ориентационного единства, разрозненностью членов, наличием субкультур.
Низкие экономические показатели (отсутствие роста прибыли и рентабельности производства, малая конкурентоспособность и адаптивность к внешней среде);
Неудовлетворительные психологические показатели (низкая степень удовлетворенности трудом у персонала, низкая самооценка, высокий уровень конфликтности, недемократичность управленческого стиля, кадровая нестабильность);
Плохие управленческие показатели (низкая степень управляемости, узкий спектр делегирования полномочий, неэффективность управленческого воздействия).
Особенности слабой организационной культуры:
является следствием управленческого бездействия;
проявляется в отсутствии коллективного единства по отношению к ценностям;
доминирующие ценности не носят всеобъемлющего характера.