ЗАДАНИЕ: Выполнить ПР согласно указанного порядка
Результаты (ответы) в виде файлов в форматеWord и скриншота направлять преподавателю на эл.почту khorunzhina@mail.ua или отправить сообщение Вконтакте в сообщество 16 группа https://vk.com/club194179937
Тема занятия: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.4.4 Изучение устройств составных элементов верхнего строения пути. Выполнение поперечного профиля балластной призмы.
Цель занятия:Закрепить знания по устройству составных элементов верхнего строения пути,их назначения, изучению поперечного профиля балластной призмы.
Оборудование, приборы и литература: методические указания, рисунки элементов ВСП, чертежные принадлежности, учебные пособия.
Теоретический материал для повторения
Назначение. Составные элементы и типы верхнего строения пути
Верхнее строение пути служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от его колес и передачи их на нижнее строение.
Рис. 7.1. Элементы верхнего строения пути: 1 — рельсы; 2 — шпалы; 3 — промежуточные рельсовые скрепления; 4 — щебеночный балласт; 5 — песчаная подушка
|
|
Верхнее строение пути (рис. 7.1) представляет собой комплексную конструкцию, включающую: -
-балластный слой,
-шпалы,
- рельсы и рельсовые скрепления,
- противоугоны,
-стрелочные переводы,
-мостовые и переводные брусья.
Рельсы, соединенные со шпалами, образуют рельсошпальную (путевую) решетку. При этом шпалы во избежание продольных и поперечных смещений заглубляются в балластный слой, укладываемый на основную площадку земляного полотна.
Верхнее строение пути работает в сложных условиях, подвергаясь воздействию проходящих поездов, атмосферных осадков, ветра, колебаний температуры, при этом оно должно быть достаточно прочным, устойчивым, долговечным и экономичным.
Балластный слой Основным назначением балластного слоя является восприятие давления от шпал и равномерное распределение его на основную площадку земляного полотна, обеспечение устойчивости шпал под воздействием вертикальных и горизонтальных сил, обеспечение упругости подрельсового основания и возможности выправки рельсошпальной решетки в плане и профиле, отвод от нее поверхностных вод.Балластный слой не должен задерживать на своей поверхности воду, предохранять основную площадку от переувлажнения. Материал для балласта должен быть прочным, упругим, устойчивым под нагрузкой и атмосферными воздействиями, дешевым. Кроме того, он не должен дробиться при уплотнении, пылить при проходе поездов, раздуваться ветром, размываться дождями, прорастать травой. В качестве балласта используют сыпучие, хорошо дренирующие упругие материалы: щебень, гравий, песок, отходы асбеста, ракушечник. Лучшим материалом для балласта является щебень из естественного камня, валунов и гальки. Путевой щебень, применяемый на железных дорогах общего пользования России, выпускают двух основных фракций с размерами частиц от 25 до 60 и от 25 до 70 мм. Чтобы балластный слой наилучшим образом отвечал своему назначению, ему придают определенные размеры и форму, которые в совокупности образуют так называемую балластную призму. Для различных балластных материалов и конструкций пути типовые поперечные профили балластной призмы различны. Размеры балластной призмы должны обеспечивать устойчивость рельсошпальной решетки и напряжения на поверхности земляного полотна не выше допускаемых. Балластный слой укладывается в виде призмы (рис. 7.3), которая имеет откосы крутизной, как правило, 1:1,5 и верхнюю часть, Рис. 7.3. Поперечный профиль балластной призмы для главных путей двухпутной линии: 1 — щебень; 2 — песок ширина которой устанавливается техническими условиями. Так, расстояние от конца шпалы до начала откоса балластной призмы е (см. рис. 7.3) принимается в зависимости от класса путей от 25 до 45 см, толщина щебня под шпалой на главных путях а — от 25 до 40 см при деревянных и от 30 до 40 см — при железобетонных шпалах. Толщина песчаной подушки b во всех случаях принимается не менее 20 см.На линиях скоростного движения пассажирских поездов путь должен укладываться на щебеночный балласт с размерами призмы не менее установленных для путей 1Б1.Наименьшая толщина балластного слоя под шпалами на приемоотправочных путях станций принята 25 см, а на прочих станционных путях — 15 см. Все основные грузонапряженные направления сети железных дорог России имеют на главных путях щебеночный балласт. В процессе эксплуатации балласт загрязняется, что ухудшает его дренирующие свойства. В связи с этим щебеночный балласт периодически очищают, а гравийный и песчаный заменяют и пополняют. Для снижения затрат труда на устранение расстройств балластного слоя и повышения его стабильности применяют обработку щебня вяжущими полимерными материалами. Для уменьшения засорения балласта и снижения потерь грузов в пути запрещена погрузка сыпучих грузов в вагоны с неисправным полом и дверями, погрузка угля с «шапкой», которая сдувается ветром и осыпается на путь. Применяется обработка сыпучих грузов в вагонах после погрузки специальными растворами, образующими прочную пленку, препятствующую выдуванию груза. |
Порядок выполнения работы:
|
|
Работук выполнить в тетради для ПР и ЛР по предмету.