Тема № 4 Педагогическая технология
План
Педагогическая технология как компонент педагогического мастерства.
Слагаемые педагогической технологии.
2.1.Основные элементы педагогической технологии:
- технология педагогического общения;
- технология педагогического требования;
- технология педагогической оценки;
- технология педагогического конфликта.
2.2.Дополнительные элементы педагогической технологии:
-технология создания психологического климата;
-технология организации групповой деятельности;
-технология создания ситуации успеха и неуспеха;
-технология этической защиты.
Педагогическая импровизация.
Литература:
1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999.
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.
3.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: - Тюмень, 1998.
4.Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. - М., 2009.
5.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М., 2007.
6.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.
7.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001.
http://www.openclass.ru/node/53217
Педагогическая технология как компонент педагогического мастерства
Педагогическая технология -совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Современные педагогические технологии рассматриваются в трех аспектах:
научном -как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном -как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном- -осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств
Критерии технологичности педагогической технологии: концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость -подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
концептуальная основа;
содержательный компонент обучения;
процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Слагаемые педагогической технологии
2.1.Основные элементы педагогической технологии:
- технология педагогического общения;
- технология педагогического требования;
- технология педагогической оценки;
- технология педагогического конфликта.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Технологию педагогического общения разработал и воплотил Ш. А. Амонашвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили являются:
Ø способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
Ø развитие и становление познавательных сил ребенка;
Ø идеал воспитания – самовоспитание.
Цели профессионально-педагогического общения: биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов):
Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.
Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей.