Вопрос об адресате
Окультуренное воспроизведение
Ссылка на личностные особенности проявление доброжелательности
великодушное прощение
Сопоставление достоинств партнёра с его поведением
Сохранение достоинств партнёра
Оставить наедине с собой
Назначение этической защиты отстоять свое достоинство от посягательств на него.
Функции этической защиты:
Сохранение собственного достоинства
Корректировка поведения партнера
Сохранение достоинства партнера
Сохранение собственного достоинства
Операции:
Вопрос на воспроизведение "Простите, я не расслышал..." "Простите, я был так увлечен..." "Вы, кажется, что-то сказали..." "Не могли бы вы еще раз повторить, я увлекся работой. Пожалуйста!" Важно! В первый раз - произнести без иронии и подтекста.
Наивное удивление "Это вы мне?", "Разве так бывает?", "Разве так можно?" Важно! Пластико-мимическое выражение лица – соответствует реплике.
Корректировка поведения партнера С этой функции нельзя начинать. Можно вызвать агрессию и новый поток Оскорблений. Она – продолжение первой!
|
|
◊ Ссылка на свои слабости – внешнее принятие вины. "Я, наверное...", "У меня, наверное..."
◊ Окультуренное воспроизведение – повторяющее смысл "Если я вас правильно понял…" Конкретный наглядный образец обращения в конкретной ситуации.
Сохранение достоинства партнера
Развивает и углубляет взаимоотношения.
¯ Подстановка мотива - утверждение позитивной направленности "Ты (вы), наверное, хотел..."
¯ Оправдание поведения – как расценивание поступка в доброжелательном смысле. "Конечно, всякий...", "На твоем месте...", "И я (мы) бы, наверное...".
Ø Для этической защиты могут быть использованы более жесткие формы
Ø Оставить человека наедине с собственным поступком;
Ø Физическое самоустранение от дальнейшего разговора "Вы, наверное, и сами не осознаете...", "Если вы когда-нибудь сумеете понять... то вам, будет неловко".
Ø Противопоставление достоинств партнера его поведению "Я считал вас...", "Вы производили впечатление...".
Ø Сложность – отыскать достоинство.
Ø Великодушное прощение " Если уж тебе так хочется...", "Если только этого тебе и не хватает для счастья..." Выглядит как прощение, но пресекает подобное в будущем.
Педагогическая импровизация
Виктор Абрамович Кан-Калик, доктор педагогических наук, в своей
работе “Учителю о педагогическом общении” утверждает, что «как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать»
|
|
Импровизация — это “деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания.
Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания”
Педагогическая импровизация может быть осуществлена в различных формах: монолог учителя, диалог с классом, остроумное высказывание, мини спектакль и др.
Главное, что этот метод требует от учителя высокой подготовки, творческого подхода, умения самостоятельно выдвигать и решать поставленную задачу. Такая деятельность должна органично вписываться в урок.
«Как это прекрасно, что человек может овладеть своим телом, своей речью! Тогда можно просто повести глазами, и две тысячи человек поведут глазами вместе с вашими глазами, вы задумаетесь — и они задумаются вместе с вами». Эти слова как нельзя лучше раскрывают суть педагогического воздействия на учеников. Очевидно, что современная школа, не раздумывая готова принять такого специалиста, потому что «человечество веками мечтало о том времени, когда в школах будут работать талантливые учителя».