Виды и формы образовательной деятельности

Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО

Образовательная программа

По лего-конструированию

«Построй свою историю»

Для детей 4 - 7 лет

Составил: воспитатель

I квалификационной

Категории Шляпина

Марина Владимировна

       

                                                                                                               

     

Ныроб – 2015

Пояснительная записка

                         Лего – умная игра, завлекательна, хитра.

Интересно здесь играть, строить, составлять, искать!

Приглашаем всех друзей Лего собирать скорей!

А.Петров

  В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федераци отмечено: «Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

Дошкольное образование впервые «Законом об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года признано первым уровнем общего образования [1].

Актуальность создания данной программы обоснована тем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества дошкольного образования.

ФГОС ДО [2] определяет детство как самоценный этап в общем развитии человека.

Одними из главных задач согласно ФГОС ДО являются:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [2, п.1.2.]

Предъявляя требования к структуре ООП ДО, ФГОС ДО разрешает дошкольной образовательной организации формировать Программы различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Основанием для создания программы является воплощение в практику таких принципов стандарта, как:

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (индивидуализация ДО);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [2, п.1.4.]

Использование программы в образовательной деятельности позволяет решить задачи, поставленные образовательным стандартом, а именно:

 

1) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

2) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3) развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

4) обеспечение вариативности и разнообразия содержания дошкольного образования;

5) повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей [2, п.1.6.]

В дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.

Использование лего-технологии в ДОО позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Для этого рядом с ребёнком должен быть воспитатель-профессионал, который бы наполнил современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремлённости, инициативы, интереса, вдохновения и самостоятельности каждого воспитанника.

Конструкторы LEGO обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают развивающую предметно-пространственную среду ДОО и семьи.

На основании приказа Министерства образования и науки Пермского края [3]  МАДОУ «Ныробский детский сад» является участником ФСП по теме «Внедрение ФГОС ДО с использованием государственно-общественного управления» в рамках мероприятий ФЦПРО по направлению «Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2015 годы, (ДОО второго уровня – организации-разработчики программно-методических материалов по ФГОС ДО).

В 2015 году в рамках реализации данного проекта в наш детский сад поступили комплекты оборудования – комплекты образовательных конструкторов для возрастной категории детей 3-5 лет, в состав которых вошли комплекты Lego Duplo, кроме этого были закуплены конструкторы для детей 5-7 лет. Перед педагогическим коллективом встала задача обеспечения программно-методического сопровождения использования этих конструкторов на практике. Продуктом деятельности творческой группы педагогов являются данная программа и комплект технологических карт КОП по лего-конструированию.

Конструкторы сделаны из экологически чистого материала спокойных цветов. Детали крупные. Постройки можно выполнять как на столе, так и на полу. Конструкции возводятся детьми легко, легко трансформируются, являются многофункциональными, могут использоваться в зависимости от образовательной ситуации. Конструкторы удовлетворяют требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (содержательно-насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, доступность и безопасность), соответствуют возрастным особенностям детей и обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, возможность их самовыражения [4,п.3.3.1.].

Цель программы

Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей через применение технологии лего-конструирование.

Задачи программы:

1. Создать психолого-педагогические условия, направленные на развитие способностей воспитанников средствами технологии ЛЕГО конструирования на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОО и семью, направленное на поддержку и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей;

3. Определить  эффективные целесообразные методы, приемы, средства, способствующие реализации программы;

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи.

Виды и формы образовательной деятельности

1.Ведущий вид деятельности – игра.

2.Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.)

5.Практические  задания.

6.Индивидуальная работа.

7.Работа парами.

8.Групповая деятельность.

9.Совместная деятельность воспитателя с детьми.

10.Самостоятельная деятельность детей.

11.Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.).

В данных видах деятельности мы предполагам решить задачи по всем направлениям развития детей дошкольного возраста.

Так, социально-коммуникативное развитие при реализации данной программы направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов и действий детей, их любознательности и мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве, причинах и следствиях и др.).

Во время конструирования у детей развивается мелкая моторика рук, и как следствие речь, обогащается активный словарь, развивается словотворчество.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом во время конструктивной деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности [4, п.3.2.1.].

Одним из важнейших свойств ребенка является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске. Развитию ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, в открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

LEGO-технология – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

 Обучающий конструктор LEGO — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка. Девиз LEGO - «Играй с удовольствием!». Секрет LEGO в том, что он проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — об ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее, о том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

LEGO-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что позволяет успешно решать задачи всех направлений развития дошкольников.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.

Первый год обучения (средняя группа) – 72 занятия по 30 минут (два раза в неделю);

Второй год обучения (старшая группа) – 72 занятия по 30 минут (два раза в неделю);

Третий год обучения (подготовительная группа) – 72 занятия по 40 минут (два раза в неделю).

Занятия проводятся с подгруппой детей до 8-10 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: