Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Программа построена на принципах:
- личностно - ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «От простого – к сложному».
Виды конструирования, используемые для реализации программы:
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Ожидаемые результаты
Программа позволяет достичь следующих целевых ориентиров (социально – нормативных характеристик возможных достижений ребенка) и сформировать у детей предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования [4, п. 4.6.]:
1. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской, конструировании);
2. Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
4. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
5. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы других;
6. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
7. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
8. У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
9. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
10.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
11.Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
12.Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
У ребенка в результате происходит:
1.Развитие социальных навыков – умение моделировать поведение других людей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях;
2.Развитие наглядно-образного и абстрактного мышления;
3.Развитие способности к планированию;
4.Развитие способности действовать по инструкциям и схемам;
5.Развитие способности к самооценке;
6.Развитие мелкой моторики.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Объект оценивания – модель, собираемая по схеме (инструкции) с внесенными ребенком конструктивными изменениями или модель, собранная ребенком по собственному замыслу.
Критерии оценки | Показатели |
Модель соответствует инструкции | 0б – модель не собрана 1б – ребенок собрал модель с помощью воспитателя 2б – модель собрана в соответствии с инструкцией самостоятельно |
Внесение изменений в конструктивные особенности модели | 0б – не может придумать изменений в конструкции 1б – придумавыет идею с помощью воспитателя и самостоятельно реализует 2б – самостоятельно придумывает идею и сам остоятельно ее реализует |
Реализация собственной идеи | 0б – придумал идею, но не смог ее реализовать 1б – придумал идею и реализовал ее с помощью учителя 2б – придумал и реализовал идею самостоятельно |
Высокий уровень – 5-6 баллов
Средний уровень – 4-5 баллов
Низкий уровень – 0-3 балла
Итоги реализации программы планируется подвести в мае 2016 года. Результаты педагогического мониторинга будут использованы для:
1) оценки эффективности педагогических действий по реализации программы;
2) поддержки ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуализация);
3) оптимизации работы с группой детей [3.2.3]