Общепедагогические принципы, используемые в педагогике восприятия

Глава 3. Информационная насыщенность музыкально-духовного произведения и его восприятие

 

В этой главе Вы:

Ø узнаете о вариантах классификации элементов восприятия;

Ø рассмотрите понятие, «информационная насыщенность» музыкального произведения;

Ø проанализируете основания классификации музыкальных                                                                                                                                                                                 произведений по уровню информационной насыщенности;

Ø узнаете, как проявляются в процессе восприятия важнейшие философские законы об абсолютной и относительной истине, о соотношении конечного и бесконечного;

Ø рассмотрите термин «адекватное восприятие»;

Ø проанализируете сущность неадекватного восприятия;

Ø определите пути преодоления неадекватного восприятия.

 

Толковый                                                    словарь   Предсказуемость воспринимаемого произведения - существенный признак информационной насыщенности.

 

Толковый                                                    словарь                                                            Адекватное музыкальное восприятие это не искаженное восприятие информации, содержащейся в музыкальном произведении.  

 

Толковый                                                    словарь                                                              Рефлексия – внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, освоение своих действие и состояний. В философии – рефлексия - принцип мышления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающее внутреннее строение и специфику духовного мира человека. (Философский энциклопедический словарь. –  М., 1983. –  С.579)  

 

Что понимается под «информационной насыщенностью»

Музыкально – духовного произведения?

 

Внешним признаком информационной насыщенности музыкально-духовного произведения, как произведения, связанного с богослужебным текстом, можно считать длительность звучания произведения. Очевидно, не следует доказывать, что произведение, исполняемое одну – две минуты, несет меньший объем информации по сравнению с многочастным циклическим (например, целостной Литургией или Всенощным Бдением). Это только формальный, внешний признак, но и его необходимо принимать во внимание.

Существенным признаком информационной насыщенности является предсказуемость воспринимаемого произведения. Чем выше предсказуемость (связанная со «знакомостью»), тем ниже информационная насыщенность данного произведения для данного слушателя.Определяя, таким образом, уровень информационности, мы опирались на закон тезауруса: доступным человеку является лишь то, что соответствует объему накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

 Внутренние признаки информационной насыщенности произведения необходимо рассматривать применительно к группам произведений предварительно сгруппированных:

· по времени их создания; 

· по близости к бытующему музыкальному языку;

· по содержанию вербального текста;

· по частоте исполнения и, следовательно, привычности реципиенту интонационного языка, мелодической структуры и др.

         

Поскольку восприятие музыкально-духовного произведения – это восприятие информации, заложенной в нем, то информация целостного музыкального произведения состоит из ее количества, которое больше суммы отдельных элементов музыкального языка (лада, метра, интонации, музыкального ритма и т.д.), несущих соответствующую информацию.

Можно выявлять и классифицировать семантическую информационную емкость, энтропийную информационную емкость и абстрагирующую информационную емкость, определить зоны актуального и ближайшего развития. По Выготскому[1] к актуальной относятся возможности настоящего периода времени, а ближайшая – это горизонт, к которому надо стремиться.     

Процессы восприятия исследовались американскими педагогами Дж. Дьюи и  Торндайком. Дж. Дьюи сформулировал идеи «пробуждения» и развития внутренней активности человека, конструирование установок, соответствующих установкам демократического общества[2]. Э. Торндайк, сформулировал «Общий закон ассоциации», и дополняющий его закон аналогии, закон умственного отбора и закон внушения.

По первому закону Э. Торндайка чувства и поступки в каждом данном случае «зависят от того, как он думал, чувствовал и поступал в прошлом, каковы склад и направление его ума в настоящем»[3]. Закон умственного отбора Торндайк формулирует следующим образом: «Ваш поступок по отношению к известному факту будет зависеть от того, какой вы изберете признак или какую сторону данного факта»[4]. По закону внушения «всякая идея стремится воплотиться в соответствующее действие, если этому не мешает другая идея или физическое действие»[5].

 

 

Процесс восприятия и важнейшие законы философии

Общепедагогические принципы, используемые в педагогике восприятия

 

В процессе восприятия произведений духовной музыки более чем где - - либо, действует философский закон о единстве абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина принимается как полное, единственно верное знание. Но восприятие одного и того же объекта специфично для каждой личности, и нельзя без специального анализа сказать, что один воспринимает верно, а другой – нет. Восприятие всегда относительно, но оно опирается не только на определенные правила музыкального языка, но и понимание вербального текста вместе с музыкальным языком, причем оба элемента (вербальный и музыкальный языки) дополняют друг друга. Существует определенное «смысловое пространство правильности» восприятия, опирающееся на адекватное восприятие значений и смыслов. Применительно к каждому конкретному человеку его восприятие музыкально-духовного произведения относительно (по отношению к абсолютным 100% музыкально-духовной информации каждого музыкально-духовного произведения). В педагогическом же процессе необходимо не только контролировать меру этой относительности, опираясь на закон о единстве абсолютной и относительной истины, но разрабатывать и использовать педагогические (и в т.ч. дидактические) приемы, способствующие увеличению степени адекватности восприятия.

Поэтому одной из важнейших концептуальных основ в педагогике восприятия является соотнесение конечного и бесконечного.

В философском аспекте категория конечного относится к любому конкретному объекту, имеющему количественные характеристики, которые изменяются в пространстве и во времени. Однако в конечности любого объекта заключена и бесконечность, т.к. его свойства и структура зависят от взаимодействия с бесконечным множеством факторов, т.е. включают в себя бесконечное.

 Это положение является концептуальным в педагогике восприятия произведений духовной музыки. Информационность этих произведений всегда бесконечна, а уровень восприятия имеет границы и оценивается конкретными параметрами. Эти положения должны преломляться в конкретных методиках по изучению духовной музыки и развитию уровня ее восприятия.

Аналогично, к категории информационная насыщенность относятся и такие диалектические понятия как абсолютная и относительная истина. Известно, что философия понимает абсолютную истину как полное и точное знание, относительную – как постоянно уточняющуюся и изменяющуюся. Процесс восприятия адекватно включает в себя единство абсолютной и относительной истины, т.к. информационная насыщенность произведения – это абсолютная составляющая, а уровень его восприятия – относительная. Недоучет этого положения приводит к тому, что студент либо к пренебрежительно относится к процессу познания произведений духовной музыки, либо появляется психологический дискомфорт и снижение значимости собственного «Я». Разъяснение важности философских категорий нацелено на формирование уважения к собственным возможностям и к усилению мотивации изучения произведений духовной музыки. Понимание и приятие философских позиций вырабатывает, в конечном счете, диалектический стиль мышления. Такое мышление не признает формулы «или-или», свойственное формально-логическому противоречию[6].

Современные педагоги-исследователи, разрабатывая основы классификации многочисленных закономерностей обучения, вычленяют в отдельные группы следующие стороны процесса обучения[7]. В педагогическом процессе, в том числе в педагогике восприятия произведений духовной музыки, вычленяются:

1. Гносеологический компонент, составляющий ядро образовательного процесса.

2. Психологический компонент. Он включает в себя такие важнейшие закономерности, как соотношение между продуктивностью обучения, с одной стороны, и интересом, возможностями, тренированностью, активностью, стойкостью внимания и особенностями мышления – с другой стороны.

3. Социологический компонент. Этот аспект разработан в исследованиях А. Н. Сохора и апробирован нами в ряде социологических исследований в 1990-1992 г., поэтому в данном исследовании мы на нем останавливаться не будем

4. Дидактический компонент, который включает в себя процессуальные характеристики (виды, методы, способы)

5. Информационно-семантический (у И. П. Подласого – «Кибернетический аспект».) Он назван так, очевидно, в связи с термином «Информация». По этому аспекту эффективность управления находится в прямой зависимости от количества и качества поступающей информации.

6. Организационный компонент, который является весьма существенной частью учебного процесса, но который является специфическим для каждого учебного заведения.

Музыкально – духовные произведения – это огромный культурный пласт, восприятие которого не мыслимо вне классификаций. В педагогике музыкального восприятия к числу основных можно отнести следующие классификации.

А. По взаимодействию с предметом музыкального восприятия (по степени опосредованности):

- восприятие подлинного объекта – звучащей музыки;

- восприятие аналогичного объекта – восприятие по аналогии;

- восприятие внутренним слухом – воспроизводимой в памяти музыки;

- восприятие визуальное - чтение с листа.

Б.По структуре предмета музыкального восприятия:

- восприятие музыкальной темы;

- восприятие музыкальных символов;

- восприятие музыкальных оборотов;

- восприятие сакрального сюжета произведения духовной музыки.

В. По периоду времени музыкального восприятия:

- коммуникативное восприятие (получение информации);

- перцептивное понимание, оценка; или может быть рефлексия, т. е. внутренняя деятельность, направленная на самопознание и осмысление.

Г. По частоте восприятия музыкального объекта:

- первичное или разовое;

- периодическое (т.е. с определенной периодичностью, с определенным постоянством);

- единовременное (т.е. встречающееся не систематически, от случая к случаю).

Д. По степени включенности сознания: восприятие сознательное, подсознательное или надсознательное. Два последних иногда называют неосознанным.

Л. Л. Бочкарев трактует его так: «неосознанное переживание вовсе не означает его «бестелесности» или беспредметности. Неосознанность переживаний, чувств и др. психических явлений означает лишь отсутствие в сознании субъекта соотнесения или адекватного отношения переживания к предмету, его вызвавшему»[8]

Педагогика восприятия произведений духовной музыки, так же как общая педагогика, опирается на ряд фундаментальных принципов, значимость которых видоизменяется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, что, естественно, сказывается на особенностях восприятия информационно-духовной сущности произведений. Эти принципы общепризнанны, но они также необходимы для полноценного педагогического процесса и в педагогике восприятия духовной музыки.

Принцип сознательности, предполагающий ясное понимание целей и задач предстоящей работы, объединение анализа и синтеза, индукции с дедукцией, понимание значимости каждого звукосочетания, умение находить смысловые различия между ними. Крайне важно, чтобы обучающийся осознавал духовную музыку как неотъемлемую часть общемировой культуры, которая имеет предмет и объект изучения, теоретические и исторические корни.

Принцип доступности опирается на закон тезауруса: доступным человеку является лишь то, что соответствует объему накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Поэтому, прежде чем приступать к преподнесению незнакомого «музыкального пласта», необходима «диагностика» имеющегося запаса понятий, представлений, «музыкального багажа». Наши эксперименты показали, что и при работе с достаточно взрослыми людьми, какими являются студенты высший музыкальных учебных заведений, сохраняется принцип, сформулированный еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: