Адекватное и неадекватное восприятие музыкально – духовного

Произведения

Рассматривая категорию «адекватность» восприятия музыкально-духовного произведения, его музыкально-духовной сущности и насыщенности, необходимо обратиться к сущности методов музыкального обучения. Должен ли преподаватель заниматься исключительно исполнительской стороной изучаемого произведения или необходим параллельный анализ общенаучных мировоззренческих концепций? Как глубоко понимать главный критерий восприятия – егоадекватность? Эти и ряд других вопросов, не имеющих на сегодня ответов, составляют основу, на которой базируется педагогика восприятия духовной музыки и один из ее основных «инструментов» – «метод» обучения, который находится между поставленной целью учебного процесса и его конечным результатом. Если рассматривать процесс обучения как реализацию последовательности: цель – содержание – методы – формы – средства обучения, то метод обучения – это общая категория, состоящая из отдельных приемов, т. е. отдельных составляющих в реализации общего метода. Дидактическая наука вычленяет из структуры методов обучения объективную и субъективную части. В объективную включаются те постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности, которые обязательно присутствуют в любом методе. Субъективная часть формируется личностью педагога. Какая из этих составляющих должна доминировать? Только практическая деятельность может дать ответ на этот вопрос. Все зависит от личности преподавателя. Это особенно ярко проявляется в творческих учебных заведениях.

Адекватное восприятие - это неискаженное восприятие информации, содержащейся в музыкальном произведении.

Для педагогического процесса важно и то, что существуют не только закономерности восприятия, освоения информации, но и закономерности ее не восприятия, не усвоения.

 Познавательные барьеры подразделяются на следующие группы:

· Барьеры-свертыши мышления (когда студенты неосознанно проделывают ряд мыслительных операций, не задумываясь, верно это или нет);

· Барьеры языкового сознания, когда студенты путают житейское и научное знания;

· Барьеры исторического типа[9].

Неоднозначность восприятия можно проиллюстрировать даже на примере одного слова. Например, слово «жизнь» [10] можно понять как бытие, существование, как противоположность слову «смерть», как развитие, становление; как дополнение к словам культурная, биологическая, органическая; как определенный уклад жизни: столичная, богемная и многое другое. Однако понимание смысла музыкального произведении, даже со словесным текстом, еще более сложный процесс

Практика показала, что в процессе музыкального восприятия присутствуют все три типа непонимания, не восприятия произведений духовной музыки, причем не только каждый в изолированном виде, но и многослойно, все вместе.

Для преодоления познавательных затруднений целесообразно использовать:

· разбор специально подготовленного произведения или фрагмента, восприятие которого содержит в себе распространенные ошибки;

· многократный анализ музыкальных построений, включающий изучение значения музыкальных знаков.

 В этой связи неизбежно встает вопрос об анализе стиля мышления обучающегося. Психология и педагогика нередко оперируют термином «рефлексивно-оценочная деятельность». Оценочная деятельность в процессе восприятия духовной музыки подразумевает, в первую очередь, выяснение качественной однородности составляющих восприятия с точки зрения наличия или отсутствия в произведении тех ценностей, которые являются для данного студента наиболее актуальными.

В. А. Попков и А. В. Коржуев, изучая исследования Б. З. Вульфова и В. Н. Харькина сформулировали, содержание рефлексии как «особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, в выяснении им оснований своих знаний… Рефлексия - один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе»[11]. Мы полностью согласны с таким определением значимости рефлексии.

 Изучение духовной музыки включается в контекст «профессиональной рефлексии», главным компонентом которой, в общем виде, является осознание необходимости приобретения новых знаний, а применительно к данному предмету исследования – повышение способности адекватного восприятия явлений музыкально-духовной сферы, восприятие ее информационно-духовной насыщенности. Профессиональная рефлексия диктуется условиями деятельности специалиста, которые приводят к необходимости формирования рефлексивного стиля мышления. Рефлексивно-оценочная деятельность может занимать особое место в постижении музыкально-духовных произведений. Такая деятельность студента должна сопровождаться определенным типом позиции преподавателя к учебному процессу. Его можно определить как «сопровождающий» или  «сопутствующий» тип музыкально-педагогического взаимодействия.

Резюме

Формулируем два определения восприятия и определение адекватного восприятия:

1. Восприятие в широком смысле это сознание совокупности информации, накопленного культурного опыта, нравственных норм и ценностей, передаваемых из поколения в поколение посредством всех формирующих взаимодействий;

2. Восприятие в узком, педагогическом смысле это осознание информации, содержащейся в изучаемом произведении.

Под адекватным музыкальным восприятием понимается не искаженное восприятие информации, содержащейся в музыкальном произведении.


Вопросы и задания для самоконтроля по главе 3 «Информационная насыщенность музыкально-духовного произведения и его восприятие»

1. Что такое информационная насыщенность музыкального произведения

2. По каким признакам классифицируются произведения духовной музыки для определения их информационной насыщенность

3. Какие законы сформулировали ДЖ. Дьюи и Торндайк

4. Как проявляются в процессе восприятия важнейшие философские законы об абсолютной и относительной истине, о соотношении конечного и бесконечного

5. Что такое метод обучения

6. Как понимается термин «адекватное восприятие»

7. Типы неадекватного восприятия

8. Пути преодоления неадекватного восприятия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: