Но и много ранее наши территории заселяли такие же язычники — чухонцы, чьи верования следует соотносить с верованиями Перуну-Яхве:
«В начальной летописи под 1071 г. читаем два рассказа, которые при сопоставлении с дальнейшими указаниями дают понять, как Русь относилась к языческим поверьям соседней Чуди и как Чудь смотрела на Христианство, которое видела у Руси»[132].
Вот как выглядит их б-г в первом рассказе:
«На вопрос Яна, какому богу веруют волхвы, они отвечали: “Антихристу”. — “А где он?” — спросил Ян. — “Сидит в бездне”, — отвечали те. — “Какой это бог — сидит в бездне! это бес, а бог на небеси, седяй на престоле”»[133].
Второй рассказ начинается с реакции кудесника на Крест новгородца:
«“Мои боги не смеют придти; на тебе есть что-то, чего они боятся”. Тут новгородец вспомнил, что на нем Крест»[134].
Вот какую неслыханную силищу несет в себе наше исконное средство борьбы против сил тьмы!
«“Отчего это твои боги Креста боятся?” — “А то есть знамение Небесного Бога, Которого наши боги боятся”. — “А где живут ваши боги и какие они?” — “Они черные, с крыльями и хвостами, живут в безднах, летают и под небо подслушивать ваших богов [ангелов — А.М.]”»[135].
|
|
В оригинале:
«наши бози живут в безднах, видом черни, крилати, з хвостами…»[136]
«“…а ваши боги на небесах; если кто из ваших людей помрет, его относят на небо, а кто помрет из наших, того уносят к нашим богам в бездну”. “Так оно и есть, — прибавляет от себя летописец, — грешники в аду живут, ожидая вечных мук, а праведники в небесном жилище водворяются со ангелами”»[137].
И все вышеприведенное замечательно еще и тем, что именно к нам никаких корней ни от каких языческих поветрий как не обнаруживалось много ранее, так не отмечено и теперь. Зато корни Русского Православия слишком явственно уходят далеко за грань нам приписанного крещения князем Владимиром. И исчезают даже не в крещении первозванного Св. Апостола — Андрея, но еще в принятии этого таинства от самого Иоанна Крестителя — в водах Иордана.
И если имеются в нашей древней литературе упоминания о язычниках, туземном веровании в наших краях чухонцев, полностью, как выяснили, сходном с верованиями проклятых Ноем хананеев, то лишь вот в какого плана описаниях:
«И разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: “Кто это такие?” И ответил архистратиг: “Это те, кто не веровал во Отца и Сына, и Святого Духа, забыл Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это сделали люди из камней, Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются…”»[138]
|
|
Но такому финалу чрезмерно удивляться и не стоит. Ведь ваши бози, господа язычники, о чем сообщает сам же старинный кудесник, никто его при этом, заметьте, за язык-то, особо, и не тянул (Густинская летопись П.С.Р.Л., П, 273), в безднах живут. Мало того:
«... видом черни, крилати, з хвостами …»[139].
1. К поклонению какому кумиру следует соотносить поклонения язычников, проживавших некогда на пограничных нам землях, откуда недавно ушла вода и которые для поселения нас, Русских, еще были непригодны?
2. Какому б-гу, что следует из ответа чуди Яну, поклоняются язычники?
3. Где находится б-г языческой чуди?
4. Чего больше всего боятся б-ги язычников?
5. Чьи б-ги «видом черни, крилати, з хвостами» и что впереди ждет тех, кто поклоняется этим б-гам?