Педагогика как наука и искусство

Педагогика определяется как наука об образовании. А что такое образование? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. В греческом языке учитель - это «ребенок-лидер». Это было название занятия раба, которому было поручено брать мальчиков к учителям. Воспитывать по-русски - значит кормить, насыщать. То же значение в концепции воспитания Старой Церкви, образования

На белорусском это образование. «Этимологический словарь белорусского языка» [т. 2, с. 289] интерпретируется как заимствование из польского языка (wychowanie), где он является следом французского языка (éducation). В данном случае понятие «воспитание» в том же словаре [т.1, с.92) также считает заимствованным из польского (edukacja), восходящего к латинскому duco, ducere - привести.

Таким образом, этимологически все эти понятия восходят к древнегреческому образу ребенка. Но в современном звучании и восприятии белорусского слова «родная этимология» проявляются носители языка. Согласно опросам студентов БГУ по культуре и искусству, в слове «образование» они четко слышат звучание понятия «хаваты» в его современном значении - скрывать. Педагог как бы помогает ребенку обнаружить, получить из глубин его природы то, что скрыла там сама природа. С точки зрения художественной педагогики (art pedagogy) этот образ кажется очень выразительным.

Обратимся к интерпретации интересующего нас процесса в современной поэзии.

И.Селвинский

ЛЕСНОЕ существо

Белка была убита в роще,

Была эта белка, мама.

Остались маленькие белки,

Что они могут понять?

Они сидели в кругу и плакали.

Но старший, лесной лес,

Она сказала мудро, как мать:

-Знаешь что? Я знаю:

Давай пойдем!

Мама всегда так делала.

(1960) И. Губерман. (Из рощи)

Во-первых, резвится в жилом пространстве,

мы глупы, как сама молодежь;

умнее после первого горя,

и тогда мы страдаем хуже от ума.

(1990-е)

Что общего между этими процессами? Что белкам удалось приобрести и что мы приобретаем с вами, испытывая несчастья? (жизненный опыт)

Итак, процесс обучения можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика интерпретирует образование как процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему (т. Е. Процесс социального самовоспроизводства общества).

Зачем вам нужен такой перевод? Почему молодое поколение часто выступает против этого процесса? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон - педагога и ученика? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономичны во времени, материальные, психологические затраты? Почему в процессе обучения учителя часто получают неправильные результаты, которые они ожидали?

Педагогика ищет ответы на эти и многие другие вопросы.

Педагогика как наука считает процесс воспитания восприимчивым

Объясните значение этих процессов для практики. Приведи примеры

наблюдение

изучение

дизайн

контроль

Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки узнаваем. Чтобы описать это, педагогика использует ряд специальных терминов - категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее предсказанных результатов. Проверка результатов педагогической деятельности является сложной и активно исследуемой проблемой.

Почему вопрос атрибуции педагогики к искусству возможен?

Приведите примеры педагогических ситуаций, которые следуют законам искусства:

Давайте проведем эксперимент. Помните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, что это влияние по праву можно назвать педагогическим? А теперь, пожалуйста, поднимите руки, те, чей человек вы сейчас помните, - профессиональный учитель. С большой долей вероятности можно предположить, что профессионалы продуманно и целенаправленно строили свои действия. И как действовали другие? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были в конечном итоге довольно эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретный и образный характер стихийных педагогических действий, который иногда приводит к важным педагогическим открытиям, позволяет нам говорить об этой отрасли человеческой деятельности как об искусстве.

Таким образом, педагогические процессы находятся не только в области науки, но и в области искусства, потому что

✓ они часто происходят неосознанно.

✓ Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в переносной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).

✓ Иногда происходят интуитивные открытия (например, «эталонные сигналы» Шаталина - не что иное, как узаконенная шпаргалка).

✓ В педагогике, а также в искусстве для успеха необходимы не только знания и умения, но и специальные (педагогические) способности.

Основные категории педагогической науки

Философия определяет педагогику как вечную и универсальную категорию:

1 Образование, как процесс передачи опыта, существует, как мы видели, и у высших животных. Следовательно. Как вид деятельности воспитание даже старше, чем homo sapiens.

⇒ термин возник в древней Греции ок.В д н.э.

⇒ До XVI-начала XVII в. Педагогика как наука является частью философии, не изолированной от общегуманитарных наук.

⇒ В настоящее время этот термин оспаривается из-за архаизма и неопределенности концепции (на Западе изучаются некоторые отрасли педагогического знания).

2 Образование как процесс присуще любой стадии развития общества и любой стадии индивидуального развития.

3 Образование имеет специфический исторический характер, потому что, как мы уже говорили, оно в некотором смысле является актом социального самовоспроизводства общества.

Основные категории педагогической науки:

ОБРАЗОВАНИЕ - в широком смысле - передача жизненного опыта;

- в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и поведенческих навыков в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ - (Говорят, образование - это то, что остается, когда все

то, что уже изучено, забыто. То, что осталось? Система представлений, т.е. системное мышление) Поэтому,

Обучение - это процесс усвоения учащимися системы знаний, навыков и умений, необходимых для жизни и различных видов деятельности.

ОБУЧЕНИЕ - процесс взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ - создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и наклонностей

ФОРМИРОВАНИЕ - педагогические действия для создания динамического

стереотипы в интеллектуальной и моральной сферах

САМО ОБРАЗОВАНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ - педагогический

процессы, которые происходят без непосредственного участия учителя (косвенно в роли учителя выступают как реальные, так и вымышленные личности)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: