Методы организации и проведения репетиционного процесса в профессиональных и любительских коллективах

Репетиция представляет собой сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей воспитательной, организационно-методической, воспитательной и воспитательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой активности команды, ее эстетической направленности и характере принципов работы, а также уровне подготовки руководителя.

Репетиция может быть представлена ​​как коллективный урок по художественно-техническому и техническому оформлению, разработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности.

На занятиях изучаются партии, роли, движения на сцене, танцы, которые впоследствии сводятся к одному целому - танец, песня, перформанс, музыкальная или хоровая работа. Следует отметить, что разделение занятий на репетиции и обучение и выполнение является условным. Осваивая текст, техническая сторона перформанса часто встречается во время репетиций. Значительная часть тренировок в художественной самодеятельной группе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Ряд факторов оказывают существенное влияние на метод репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе:

- степень подготовленности команды в технических и художественных отношениях;

- степень сложности работы, выбранной для учебы;

- условия, время, количество репетиций, отведенных для обучения новой работе;

- настроение участников, опыт руководителя.

Каждый руководитель разрабатывает свой метод построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимо знать основные принципы и условия репетиции, на основе которых каждый руководитель может выбирать или выбирать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Накопленный опыт профессионального искусства может сыграть огромную роль в разработке общих и частных методов репетиционной работы.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависят от ряда организационных и педагогических аспектов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию на 20-30 минут раньше срока, проверить наличие и качество необходимых реквизитов, инструментов, приставок, тусовок и т. Д. Аксессуаров. В хоровых, оркестровых и театральных самодеятельных выступлениях перед репетицией обязательно проверять голоса партий или текст ролей. Рукописные части, тексты должны проверяться партитурой или печатным текстом во избежание ошибок. Только лично убедившись, что все готово к работе, вы можете избежать многих остановок во время репетиций.

Неожиданные звонки руководителя, например, по телефону, посетителям считаются грубым нарушением, это плохо влияет на творческое настроение участников.

Репетицию нужно начинать вовремя, вне зависимости. Сколько участников пришло. Это научит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до старта. Безответственное отношение некоторых раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время является этическим, педагогическим и художественно-эстетическим требованием.

В разных любительских коллективах - хоре, оркестре, танце, театре - репетиция начинается с предварительной подготовки участников к ней соответственно. В танцевальных коллективах проводится разминка, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их к длительной тренировочной и репетиционной работе. Участники поют в народных и академических хорах. Тщательное пение обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах музыкальные инструменты тщательно настраиваются перед началом репетиций. Чистота звучания инструментов и структура оркестра в целом зависят от обстановки.

Эти меры организационно-технического порядка имеют большое воспитательное значение. Репетиция представляет большие возможности с точки зрения художественного и педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно проверяется и запоминается: штрихи, нюансы, па, мизансцены. В то же время участники усваивают эмоциональный и моральный опыт, присущий произведению искусства. Следовательно, чем тщательнее и целеустремленнее идет художественная обработка пьесы, песни или танца, тем глубже моральные и эстетические преобразования в личности участника и исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело разработанного рабочего плана. Без планирования, элемент спонтанности, гравитации, появляется на репетиции. План репетиции заранее продуман и записан на бумаге. План может быть более или менее подробным, подробным или кратким. Знание руководителя его оркестра, хора, танцевальной или театральной группы, его творческие способности позволяют составить достаточно точный и детальный план каждой репетиции.

План репетиции включает в себя основные виды деятельности и задачи с их подробной интерпретацией. Задачи должны быть конкретными, включать технические, художественные, эстетические и педагогические аспекты.

Темпы репетиции очень важны. Нет необходимости репетировать один и тот же пассаж более 2-3 раз, даже если его выступление не устраивает голову. Повторные повторы снижают внимание, чувствительность к жестам, объяснениям головы. Иногда желательно сделать перерыв во время репетиций. Это наиболее оправданно делать через 40-45 минут после начала работы. Если менеджеру необходимо провести 3-часовую репетицию, он должен согласовать эту проблему с исполнителями.

Также важно, чтобы репетиция была завершена. Во время первой половины репетиции команда должна выполнять более сложную работу: изучать роли или технически и художественно сложные места в новых работах, которые требуют настойчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно дать больше, чтобы сыграть всей командой, т.е. заниматься более творческой деятельностью: играть ранее изученные работы с полной эффективностью.

Для более эффективной воспитательной работы на репетициях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого исполнителя с точки зрения личной, психологической и с точки зрения его художественной подготовки.

Репетиция завершает занятия. Его проведение имеет особенности, которые определяются тем, что это репетиция, и в то же время имеет отличительные черты концертного выступления. Генеральная репетиция является финальной для определенного этапа подготовки к концерту. Она решает следующие задачи: психологически подготовить участников к концерту; проверить программу, ее структуру и звук; исполняйте каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполняться на концерте, максимально чисто и артистично. Не обязательно делать частые остановки на генеральной репетиции, но необходимо, чтобы участники чувствовали всю программу в целом, комбинацию и последовательность чисел, способствуя тем самым равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в комнате, где будет проходить представление. Исполнители и ведущий должны чувствовать акустические особенности зала, адаптироваться к новым условиям.

Из вышесказанного следует, что руководитель на репетиции должен в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает творческая любительская команда. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой активности любителей.

 

БИЛЕТ 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: