Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социокультурного опыта, как особой формы взаимоотношений появилось давно, когда люди осознали ценность знания, важность преемственности в его передаче и передаче будущим поколениям, необходимость дальнейшего познания мира.
Кроме того, обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в преподавании это направление реализуется через организацию усвоения студентами научных знаний и способов деятельности.
Исходя из этих общих положений, мы можем определить цели и задачи обучения.
Основная цель тренинга - поддержание социального прогресса.
Задачи обучения: передача и активное усвоение социокультурного опыта в виде научных знаний и методов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, позволяет усваивать и применять опыт предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность для дальнейшего познания мира.
Эти задачи связаны с функциями обучения: воспитание, воспитание и развитие.
|
|
Образовательная функция заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности их применения на практике.
Образовательная функция реализуется в формировании ценностных убеждений учащихся, личностных качеств в процессе усвоения социокультурного опыта и в формировании мотивов образовательной деятельности, которые во многом определяют его успех.
Функция развития обучения проявляется в самой цели этого процесса - всестороннее развитие личности как целостная психическая система с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферой.
Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает студента не как объект влияния учителя, а как активный субъект образовательного процесса, успех которого в конечном итоге определяется отношением студента к обучению, развитым познавательным интересом, осознанием и самостоятельностью в приобретении знаний.
На протяжении развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебного процесса. Основные принципы обучения включают в себя:
- принцип развития и воспитания характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые составляют основу жизненных идеалов и форм социального поведения;
- принцип научного содержания и методики образовательного процесса отражает взаимосвязь с современными научными знаниями и социальной практикой, требует, чтобы содержание образования ознакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние науки;
|
|
- принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний дает системный характер образовательной деятельности, теоретических знаний и практических навыков учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся в ведущей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
- принцип ясности означает, что эффективность обучения зависит от правильного вовлечения органов чувств в восприятие и обработку учебного материала, переход от конкретного образно-визуального мышления к абстрактному, словесно-логическому;
- принцип доступности образования требует учета особенностей развития студентов, анализа их возможностей и направлений ближайшего развития;
- принцип силы требует не только долговременного запоминания знаний, но и их усвоения, формирования позитивного отношения и интереса к предмету, которые возникают в результате систематического повторения структурированного учебного материала и его проверки;
- принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы учебный процесс стимулировал учащихся использовать полученные знания при решении практических задач;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и методов воспитательной работы предполагает использование различных форм учебной и внеклассной деятельности.
Все эти принципы следует рассматривать как единую систему, позволяющую учителю делать научно обоснованный выбор целей, выбирать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создавать благоприятные условия для развития личности учащегося.