Сущность основных дидактических принципов и их реализация в деятельности специалиста в социокультурной сфере

Наука, которая изучает и исследует проблемы воспитания и обучения, называется дидактикой. Наряду с термином «дидактика» термин «теория обучения» используется в педагогической науке. Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которые управляют процессом обучения, и их использование для успешного достижения целей образования. Объект - процесс обучения и воспитания.

Методы обучения. Эти приемы используются преподавателем в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на образовательную деятельность. Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграло КД Ушинский. Он выделяет ряд принципов, используемых в современной дидактике. 1. Систематическое, доступное и доступное обучение. 2. Осведомленность и учебная деятельность. 3. Сила знаний. 4. Видимость обучения. 5. Национальность образования. 6. Образовательный характер обучения. 7. Научное обучение.

Принцип науки. Знание реальности может быть правдой или ложью. Обучение должно основываться на формальных научных концепциях и использовании научных методов познания.

Принцип систематичности. Преподаватель обязан быть последовательным в изложении материала, чтобы ученик мог представить реальные отношения, связи предметов, явлений. Систематическим является то, что всем ученикам регулярно ставится диагноз с первого до последнего дня пребывания в школе. Принцип систематичности требует комплексного подхода к диагностике, при котором различные формы, методы и средства мониторинга, проверки, оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиненном одной цели. Последовательность, системность, единство и преемственность образовательных влияний.

Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, компоненты и элементы которой образуют целостное единство.

Принцип доступности и доступности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями учащегося, с его личным опытом, имеющимися знаниями и навыками. В противном случае материал не будет усваиваться.

Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание визуальных образов, моделей, изображений или имитация определенных изучаемых явлений.

Принцип сознания и деятельности. В процессе обучения студент должен осознанно воспринимать предложенный материал. Учитель должен ставить сознательные цели и воспитывать в познавательной деятельности ученика.

Принцип силы знания. Поскольку человеческая природа забыла информацию, учитель должен стремиться к твердым знаниям и навыкам.

Национальность образования. Педагогическая деятельность должна быть нацелена на широкий круг учащихся, а не на репрезентативную определенную группу населения.

Принцип индивидуализации обучения помогает определить норму знаний и развития учащихся, что позволяет устанавливать и решать конкретные учебные задачи.

2. Эстетическая ценность детского творчества. педагогический руководство детским художественным творчеством

Творчество, как творчество человека, объективно и субъективно новое. Именно субъективная новизна является результатом творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и вставляя, дошкольник создает для себя субъективно новую вещь. Продукт его творчества не имеет универсальной новизны и ценности. Но его субъективная ценность значительна. Отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, моделировании, построении, отражении, которое строится на работе воображения, отображении их наблюдений, а также впечатлений, полученных с помощью слов, картинок и других видов искусства. Ребенок не пассивно копирует среду, а обрабатывает ее в связи с накопленным опытом, отношением к изображенному.

В творческой деятельности ребенка есть три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть подробным и требует определенных методов и приемов руководства со стороны учителя.

Первое - это появление, развитие, осознание и разработка плана. Тема будущего образа может быть определена ребенком или предложена педагогом (его конкретное решение определяется только ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативен и нестабилен его план. Наше исследование показывает, что первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут реализовать свои планы. Остальные в основном меняют идею и, как правило, называя то, что хотят нарисовать, затем создают что-то совершенно другое. Иногда план меняется несколько раз. Только к концу года, при условии, что занятия проводятся систематически (в 70-80% случаев), дизайн и реализация детей начинают совпадать. Какова причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала он хотел нарисовать один объект, внезапно другой попадает в поле его зрения, которое кажется ему более интересным. С другой стороны, при именовании объекта изображения ребенок, имеющий очень небольшой опыт деятельности, не всегда соотносит задуманное с его изобразительными возможностями. Поэтому, взяв карандаш или кисть в руки и осознав свою некомпетентность, он отказывается от первоначального плана. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительном искусстве, тем более устойчивым становится их дизайн.

Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности быть креативным, но и направляет его воображение, конечно, если педагог не регулирует решение. Значительно большие возможности возникают, когда ребенок создает образ по собственному дизайну, когда учитель задает только направление выбора темы, содержание изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения овладевать методами изображения, выразительными средствами, характерными для рисования, моделирования, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданных детьми осуществляются при максимальной их активности, что позволяет более полно осмыслить результат собственной деятельности. В конце урока все, что создано детьми, отображается на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность увидеть работу других и сравнить со своими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: