Закономерности и этапы педагогического процесса

Среди общих закономерностей педагогического процесса можно выделить следующие.

1. Регулярность динамики педагогического процесса - величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс носит постепенный, поэтапный характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; образовательная и обучающая среда; включение в образовательную деятельность; прикладные средства и методы педагогического воздействия.

3. Регулярность управления учебным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратной связи между учениками и преподавателями; величина, характер и обоснованность корректирующих воздействий на учеников.

4. Регулярность стимуляции. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) образовательной деятельности; интенсивность, характер и своевременность внешних (социальных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства сенсорного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность образовательного процесса зависит от: интенсивности и качества сенсорного восприятия; логическое понимание воспринимаемого; практическое применение значимое.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качество собственной учебной деятельности учащихся.

7. Регулярность обусловленности педагогического процесса. Ход и результаты образовательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможности (материально-технические, экономические и т. д.) общества; условия процесса (морально-психологические, санитарно-эстетические и др.).

Основные этапы педагогического процесса:

- подготовительный;

- базовый;

- финал.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи: постановка целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап реализации педагогического процесса (базовый) можно рассматривать как относительно отдельную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы: постановка и объяснение целей и задач предстоящих мероприятий; взаимодействие преподавателей и студентов; использование запланированных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; реализация различных мер по стимулированию деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Обратная связь играет важную роль на данном этапе, который служит основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному внесению корректирующих изменений, придавая педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Цикл педагогического процесса заканчивается этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: