Среди общих закономерностей педагогического процесса можно выделить следующие.
1. Регулярность динамики педагогического процесса - величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс носит постепенный, поэтапный характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; образовательная и обучающая среда; включение в образовательную деятельность; прикладные средства и методы педагогического воздействия.
3. Регулярность управления учебным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратной связи между учениками и преподавателями; величина, характер и обоснованность корректирующих воздействий на учеников.
4. Регулярность стимуляции. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) образовательной деятельности; интенсивность, характер и своевременность внешних (социальных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
|
|
5. Закономерность единства сенсорного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность образовательного процесса зависит от: интенсивности и качества сенсорного восприятия; логическое понимание воспринимаемого; практическое применение значимое.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качество собственной учебной деятельности учащихся.
7. Регулярность обусловленности педагогического процесса. Ход и результаты образовательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможности (материально-технические, экономические и т. д.) общества; условия процесса (морально-психологические, санитарно-эстетические и др.).
Основные этапы педагогического процесса:
- подготовительный;
- базовый;
- финал.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи: постановка целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап реализации педагогического процесса (базовый) можно рассматривать как относительно отдельную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы: постановка и объяснение целей и задач предстоящих мероприятий; взаимодействие преподавателей и студентов; использование запланированных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; реализация различных мер по стимулированию деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
|
|
Обратная связь играет важную роль на данном этапе, который служит основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному внесению корректирующих изменений, придавая педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Цикл педагогического процесса заканчивается этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).