Сценическая атмосфера и методы ее создания»

Там не было атмосферы раньше. Термин «атмосфера» был введен А.Д. Попов - главный режиссер советского театра, профессор Гитис.

Атмосфера, как материальная среда, в которой он живет, есть образ актера.

К ним относятся: звуки, шумы, ритмы, освещение, мебель, вещи, костюм, макияж...

Атмосфера является художественным средством. Это и причина, и следствие событий. Атмосфера мобильна, новое событие создает новую атмосферу.

Атмосфера зависит от: места действия, времени действия, характер общения, взаимодействия человека с ситуацией, характер мышления, обстоятельств, темп ритма героя, психофизического благополучия героя, мизансцена, события, общение с неодушевленным миром, цвета, запахи.

Условия для создания атмосферы:

1. искусство актера;

2. актерский ансамбль;

3. украшение.

«Если все правильно относятся к коллективным обязанностям,

Приходите на подготовленную репетицию, она создает прекрасную атмосферу… Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», - сказал Станиславский.

Чтобы навести порядок и создать здоровую атмосферу в театре, необходимо укрепить авторитет тех, кому по тем или иным причинам пришлось встать во главе дела.

Актер должен уметь принимать полезное, нельзя забывать замечания режиссера. Возможно, вы не сможете ассимилировать их сразу. Вам нужно научиться работать над ролью самостоятельно дома.

Вербальное действие как единый психофизический процесс.

Текст и подтекст.

К.С. Станиславский утверждал, что «все структурные элементы могут

быть в пьесе, но нет языка - и пьеса не выразительна, не заразительна, не впечатляет, не волнует.

Требования к языку в театре: эффективность, индивидуализация языка и поэтические образы, лаконичность.

Чем точнее текст, тем он точнее. Любая форма текста должна приобрести эффективное начало, стать драматическим фактором.

Во время редактирования пьесы драматург обнаруживает взаимодействие ритмов визуальных и словесных образов.

Одним из важных факторов речевого действия является информационное повествование текста. Точность мышления, краткость, образность и пафос (элемент гражданской журналистики и пафоса, пафос пропагандистского лозунга) здесь приемлемы.

Субтекст - скрытое содержание текста, внутренний смысл произнесенных слов, выраженный в выражениях лица, интонации, ритме произнесенной фразы и фразеологизме. Это четкая, внутренне ощущаемая роль «жизни человеческого духа», которая непрерывно течет под словами текста, постоянно оправдывая и возрождая их.

Подтекст напрямую зависит от характера персонажа, предполагаемых обстоятельств, характера событий. Чтобы слова на сцене имели подтекст, вам нужно хорошо знать, что вы хотите сказать, и говорить об этом.

Воплощая реальность на сцене, людей, их судьбы, мы пытаемся воссоздать историческую, социальную, повседневную среду, в которой эти люди существуют.

Атмосфера сцены зависит от характера событий, разворачивающихся перед нами, от места и времени действия. В произведении театрального искусства атмосфера возникает через отождествление взаимодействия человека с другими и с окружающей средой. Характер человеческого мышления, темп его жизни, психофизическое благополучие того времени, в котором он живет.

Атмосфера создается не только крупными событиями, но и является причиной и следствием этих событий.

Вспомним картину Сурикова "Меньшиков в Березове". Атмосфера здесь исчерпывающе выражена во взгляде Меньшикова внутрь, в его позе, в детях вокруг Меньшикова, который разделял с ним изгнание, в узкой, низкой хижине, где холодно, где окна замерзли... Наконец, в общем строгом цвете картины и в замкнутом кольце композиции всех фигур. Таким образом, художник создал атмосферу, в которой он нуждался... Это крах Меншикова. Это ссылка.

Сложнее создать атмосферу в пьесе, чем на картине. И если режиссер не найдет живой и истинной атмосферы событий, целостность имиджа пьесы будет нарушена. В спектакле атмосфера подвижна, она меняется, новое событие рождает новую атмосферу. И все же, из ряда различных атмосфер в отдельных картинах или действиях, общая атмосфера всего представления суммируется.

Таким образом, революционные потрясения и надвигающаяся смерть Егора Булычева изменили все в его доме: здесь, как в гостинице, толпятся купцы, священники, полицейские, студенты, монахини. В такой атмосфере человек, которому не нужно долго жить, будет иметь особое понимание своей жизни. Направлено необходимо учиться и видеть и чувствовать атмосферу в жизни вокруг него. Это выражается очень конкретно: в ритме действий людей, в тоне их разговора, в «мизансцене», в которой они группируются произвольно, свободно, без какого-либо директора. Когда мы научимся видеть и чувствовать все это в жизни, нам будет легче создать атмосферу на сцене позже.

Посмотри на жизнь, посмотри на нее. У каждого бизнеса, места и времени своя атмосфера, связанная с этим бизнесом, с этим местом и с этим временем.

Ваша собственная атмосфера в больнице, ваша собственная атмосфера на вокзале. В доме полно гостей - одна атмосфера, в пустом - другая. Это меняется в зависимости от событий. Разные времена дня - утро, жаркий день, поздняя ночь - имеют свои цвета. Его воздух, его атмосфера.

Внедрение атмосферы в палитру художественных средств исполнительского искусства - заслуга режиссеров Художественного театра. Они, в свою очередь, обязаны этим А.П. Чехову, который «представлял людей только такими, какими он их наблюдал в жизни, и не мог оторваться от того, что их окружало: от розового утра или серых сумерек, от звуков, пахнет дождем, дрожащими ставнями, лампами, печами, самоварами, роялями, гармониками, табаком, сестрами, зятем, тещей, соседом, песнями, выпивкой, повседневной жизнью, миллионами маленьких вещей, которые делают жизнь теплой. Так он написал про AP Чехов Немирович - Данченко.

В своей драматургии А.П. Чехов навсегда порвал с обычной стереотипной театральностью декораций.

Для создателей МХАТ это открытие стало следствием их все углубляющегося желания изучать жизнь и творчество драматурга. Концепция атмосферы обогатила выразительный язык театра, сделала его тоньше и богаче.

Атмосфера - это как бы материальная среда, в которой живет жизнь, существует актерский образ. К ним относятся звуки, шумы, ритмы, природа освещения, мебель, вещи, все, что угодно...

Но руководство Художественного театра стремилось к тому, чтобы атмосфера создавалась прежде всего искусством актера. Она помогла актеру, представив свои особенности в характеристиках жизненной среды. Станиславский, работавший над «Горе от ума», подчеркнул, что сценическую атмосферу создают все участники спектакля. Подход режиссера и актеров к второстепенным ролям в пьесе, а также к основным, создает ансамбль. Он сказал: «Петрушка» с порванным локтем», Г. Н., Г. Д., слуги Фамусова и лакеи… гости на балу у Фамусова… - все эти персонажи огромные, если не решающие создать настоящую, реалистичную сценическую атмосферу в спектакле ". Станиславский также упоминает здесь пейзажи; То же самое можно сказать о музыке, о освещении, о богатой гамме сценических звуков.

Но больше всего атмосфера зависит от эмоционального зерна. Здесь исходя из чего, можно найти меру и почувствовать вкус к деталям, вещам, ландшафту.

Вспомните последний акт «Трех сестер» в МХАТе: мы видим осенний пейзаж, плотно застегнутые пальто на офицерах, в капюшонах, слышим рояль в доме и чувствуем особый ритм приветствующих людей перед расставанием. Все это создало сокрушительное чувство грусти и печали осени, которая должна отражать прошлые годы и вызывать мечты о лучшей жизни. Я помню, как вместе с директором МО Кнебель искал атмосферу в «Трудных годах» Толстого (спектакль МХАТа). Долго не находили нужную атмосферу картины «Успенский собор».

Исполнитель П.В. Уильямс сделал красивые, лаконичные декорации. На сцене были две огромные колонны с церковными картинами, все остальное ушло во тьму. Низкий маленький колокольчик звонил размеренно, редко и звонил по утрам. Как будто все было правдой. Тем не менее, атмосфера пустого собора не возникла в первые часы. И это было необходимо для характера действия, которое происходило в соборе. И вдруг В.А. Попов - настоящий художник звукового дизайна в театре - нашел правильный штрих. Это было эхо в пустом соборе. В длинной фразе песочных часов, прочитанной где-то на другом конце собора, последнее слово было повторено дважды, оно идеально имитировало эхо. И сразу же родилось то, что нам было нужно. Собор стал холодным и пустым.

Разреженный звонок и эхо только подчеркивали тишину. Теперь скрытая тишина перешла к зрителям и позволила актерам свести речь к шепоту. Это имело решающее значение для содержания картины, где готовился заговор против Ивана Грозного.

Помимо силы воздействия на зрителя, актерам создается атмосфера, созданная режиссером посредством темпа - ритм действия, атмосфера, звуки и свет. Это влияет на психику актера и заставляет его стремиться к неожиданным устройствам и цветам, помогает актеру жить в образе.

Недостаточно знать, каковы выражения сценической атмосферы. В каждом исполнении нам нужно искать разные способы его обнаружения. Они продиктованы эпохой, лицом автора и, наконец, художественными принципами нашего производства. Мы знаем, что атмосфера неразрывно связана с жизнью. Без жизни невозможно создать реальную среду, жизнь является элементом контента. Даже если режиссер планировал поставить пьесу чисто театрально - условно, он не должен бояться повседневной жизни. Весь вопрос в том, на каком языке это будет выражаться. Необходимо знать, что домашняя деталь очень многоязычна, что она может представлять как простую реальную вещь, так и быть поэтическим образом.

Когда я поставил «Укрощение строптивой» - пьеса, как мы знаем, отнюдь не была внутренней - я все же стремился создать атмосферу той эпохи, даже в интерлюдиях, происходящих на фоне занавеса. Эта атмосфера была решена только с помощью актерских и сценических принадлежностей.

Можно привести более новое представление, условно оформленное, - «Матерь мужества» в театре берлинского ансамбля. Мать Кураж и ее дети несли фургон с мартанкой на откровенно обнаженной сцене. Этот фургон использовался как чисто бытовой аксессуар, и он оставался на сцене на протяжении всего представления. И если бы не этот фургон, образ передних дорог, образ трудной свободной жизни и тяжелых странствий человека не возник бы с такой силой.

В таких случаях, как в «Укрощении строптивой», так и в «Матери-храбрости», прикосновение домашнего хозяйства сливалось с добавлением актера, его настроением и дополняло картину жизни. Можно ли этим пренебречь? Конечно, нет. Режиссер должен уметь использовать все - не только актера, но и пространство, свет, звук. И если он делает это во имя контента, он помогает актеру и может добиться высоких художественных результатов.

Правильная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в исполнении всегда является результатом сочетания творческих усилий режиссера, актера и художника... все должно быть выражено ей: идея спектакля, ритмы сценической жизни, образы героев, их отношения связаны с этим.

Создание сценической атмосферы помогает добиться стилистического единства. Атмосфера, наряду с другими средствами выражения, способствует созданию целостного образа спектакля.

(А.Д. Попов "Спектакль и режиссер", ВТО, 1972)

БИЛЕТ 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: