Методы обучения и их классификация

Метод (от греч. Metodos) означает способ познания, изучения явлений природы и общественной жизни, прием, метод или способ действия; путь к истине.

В педагогике существует множество определений понятия «метод обучения». К ним относятся следующие: «Методы обучения - это взаимосвязанные действия преподавателей и студентов, направленные на комплексное решение проблем образовательного процесса» (Ю.К. Бабанский); «Методы понимаются как совокупность способов и средств достижения целей, решения образовательных задач» (И.П. Подлясский); «Метод обучения - это проверенная и систематически функционирующая структура деятельности учителя и учеников, сознательно реализованная с целью заранее запрограммированных изменений личности учащегося» (Б. Окна). Метод обучения можно дать следующее определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта образовательного процесса, направленный на достижение целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод действует как многомерное явление, как ядро процесса обучения. Он служит механизмом достижения поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Методы лежат в основе всего процесса обучения. Поставленные цели достигаются путем правильно выбранного пути, форм и средств достижения цели, связанной с ним. Изменение целей всегда влечет за собой изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы обучения (деятельность учителя) и методы обучения (деятельность студентов по усвоению знаний). Большинство авторов считают, что метод обучения является способом организации учебно-познавательной деятельности.

Способ обучения, таким образом, воплощает особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими законами, принципами и правилами, содержанием и формами воспитательной работы, а также методами воспитательной работы учителей и воспитательной работы детей с учетом личностных и профессиональных качеств и качеств учителей. множество различных особенностей учащихся и условий образовательного процесса. Существуют определенные суждения, согласно которым: 1) метод является объективно возникающим веществом; 2) метод - личностное творчество учителя, его творчество, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подходить к высокой оценке личного мастерства и искусства учителя в разработке методов обучения.

Вступительное обучение. Анализируя определения понятия из разных педагогических источников, метод обучения можно сформулировать следующим образом: он является неотъемлемой частью метода, единичного действия, конкретного метода, конкретного понятия по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут быть частью разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать в себя различные методы, основанные на уровне квалификации учителя. К ним относятся: отображение рабочего плана учителя по сообщениям, ведение записей основных концепций учащихся, получающих сравнения, и т. Д. Методы используются для того, чтобы улучшить восприятие детьми учебного материала, углубить знания, стимулировать познавательную деятельность. Методы обеспечивают решение проблемы, выполняемой тем или иным методом. В обучении возможны переходы методов в приемы и обратный поворот (метод в приеме, прием в методе), обусловленные спецификой обучения.

История развития методов обучения берет свое начало в древности, в первобытном обществе. Воспитание детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Это было сделано через практику, ясность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай как я), совершенствуя их, дети приобретают жизненный опыт. Таким образом, первым среди исторически определенных методов можно назвать метод имитации. Дальнейшее развитие человеческого общества и необходимость улучшения обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации породило визуальные методы и приемы, обеспечивающие практическое приобретение знаний. В самых простых вариантах эти методы использовались примитивными охотниками. (Сцены предстоящей охоты были изображены на песке или глине практически в естественном масштабе. Молодые охотники практиковали отрабатывание необходимых навыков и умений, способы охоты: метание копий, окружение животного, координационные действия).

Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли достичь более высоких целей обучения. Необходимость их всестороннего применения привела к необходимости как в теории, так и в педагогической практике анализировать, группировать, систематизировать и классифицировать их.

В последующие периоды общественного развития величайшим изобретением человечества была книга, а сегодня - видеоаппаратура и компьютерные системы. Они также являются независимыми и многогранными методами обучения. Следует отметить, что книги и видеоролики можно рассматривать как источники информации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: