Тема: Современные подходы и концепции воспитания

Выбрать одну из концепций воспитания (название концепции, автор или авторы, основные концептуальные идеи воспитательной концепции, цели и задачи, содержание, формы и методы ее реализации.)

Концепция гуманистического воспитания.

v Мария Монтессори

Одним из многих достижений Монтессори был метод обучения детей младшего возраста, получивший всемирное признание как «метод Монтессори». Этот метод делает акцент на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребёнка, главным образом путём практических игр. Метод Монтессори позволяет детям развиваться в своём собственном темпе и даёт учителям новое понимание развития ребёнка

v Джон Дьюи

Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания

Педагогические идеи

  • Прагматизм в педагогике
  • Инструментальная педагогика

v Януш Корчак

Педагогические идеи

· Принцип любви к ребёнку

· Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

  • Своеобразное представление о правах ребёнка
  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя
  • Признание того, что дети — разные.
  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом)
  •  Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)
  • Право ребёнка на уважение
  • Важность размышлений матери
  • Педагогика — наука о человеке

v Сухомлинский Василий Александрович

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

v Амонашвили Шалва Александрович

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.
  • Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
  • Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

 

Цель (реальная)- дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Цель (идеальная) – формирование гармонической, всесторонне развитой личности

Задачи воспитания были сформулированы следующим образом:

· приобщение учащихся к системе ценностей;

· выявление творческого потенциала детей;

· формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке;

· уважение к правилам, нормам совместной жизни;

· воспитание положительного отношения к труду.

 Основные концептуальные идеи

а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;

б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;

г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;

д) гуманизация межличностных отношений;

е) опора на чувства воспитанников.

Содержание:

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.

Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

Другими словами, гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности.

Классификация методов воспитания:

•     методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

•     методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

•     методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

•     Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Формы воспитания

• массовые формы (участие всего класса)

• кружковая-групповая форма

• индивидуальная форма

Анализ:

Я считаю, что выбранная мной концепция имеет практическую значимость в современной практике воспитания, потому что ее ведущими идеями формирования общечеловеческих ценностей являются природосообразность (учет природы ребенка, его психолого-физиологических, половозрастных особенностей, с одной стороны, и максимальное сближение жизни ребенка с жизнью живой природы) культуросообразность (учет языковой среды, традиций семьи, рода, этноса, региона, страны, молодежной субкультуры, элементов этнопедагогики), аксиологизация образовательного процесса (формирование ценностного мира ребенка, основанного на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях), системность (выявление совокупности условий воспитания в семье и школе, факторов социализации в стране, регионе и т.д.), ну и вкратце она ориентируется на развитие всех сторон личности человека. То есть человек, его потребности находятся в центре внимания концепции. В нашей стране есть школы, которые реализуют данную концепцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: