Выбрать одну из концепций воспитания (название концепции, автор или авторы, основные концептуальные идеи воспитательной концепции, цели и задачи, содержание, формы и методы ее реализации.)
Концепция гуманистического воспитания.
v Мария Монтессори
Одним из многих достижений Монтессори был метод обучения детей младшего возраста, получивший всемирное признание как «метод Монтессори». Этот метод делает акцент на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребёнка, главным образом путём практических игр. Метод Монтессори позволяет детям развиваться в своём собственном темпе и даёт учителям новое понимание развития ребёнка
v Джон Дьюи
Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания
Педагогические идеи
- Прагматизм в педагогике
- Инструментальная педагогика
v Януш Корчак
Педагогические идеи
· Принцип любви к ребёнку
· Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку
|
|
- Своеобразное представление о правах ребёнка
- Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя
- Признание того, что дети — разные.
- Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом)
- Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)
- Право ребёнка на уважение
- Важность размышлений матери
- Педагогика — наука о человеке
v Сухомлинский Василий Александрович
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
v Амонашвили Шалва Александрович
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки
- Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.
- Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
- Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
- Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
- Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
|
|
Цель (реальная)- дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Цель (идеальная) – формирование гармонической, всесторонне развитой личности
Задачи воспитания были сформулированы следующим образом:
· приобщение учащихся к системе ценностей;
· выявление творческого потенциала детей;
· формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке;
· уважение к правилам, нормам совместной жизни;
· воспитание положительного отношения к труду.
Основные концептуальные идеи
а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;
б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
д) гуманизация межличностных отношений;
е) опора на чувства воспитанников.
Содержание:
Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.
Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.
Другими словами, гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности.
Классификация методов воспитания:
• методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
• Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Формы воспитания
• массовые формы (участие всего класса)
• кружковая-групповая форма
• индивидуальная форма
Анализ:
Я считаю, что выбранная мной концепция имеет практическую значимость в современной практике воспитания, потому что ее ведущими идеями формирования общечеловеческих ценностей являются природосообразность (учет природы ребенка, его психолого-физиологических, половозрастных особенностей, с одной стороны, и максимальное сближение жизни ребенка с жизнью живой природы) культуросообразность (учет языковой среды, традиций семьи, рода, этноса, региона, страны, молодежной субкультуры, элементов этнопедагогики), аксиологизация образовательного процесса (формирование ценностного мира ребенка, основанного на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях), системность (выявление совокупности условий воспитания в семье и школе, факторов социализации в стране, регионе и т.д.), ну и вкратце она ориентируется на развитие всех сторон личности человека. То есть человек, его потребности находятся в центре внимания концепции. В нашей стране есть школы, которые реализуют данную концепцию.