Тема: Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Планирование работы классного руководителя. В соответствии с какими нормативно-правовыми документами планируется содержание плана классного руководителя? Кратко охарактеризуйте их.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид:

· Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

· Воспитательные задачи.

· Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

· Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

· Работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя, как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не "по частям", что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает следующий вид.

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

Классный руководитель, как и любой учитель должен быть знаком с такими документами как:

· Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948г.)

· Конвенция о правах ребенка

· Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 919 от 23.12.2002)

· Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (утверждены приказом Минобрнауки России "3" февраля 2006 г. N 21)

Кроме этого, учитель должен знать санитарные нормы и правила. В настоящее время школы и другие образовательные организации формируют свои программы с учетом норм и требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Задания:

1. Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже материалы.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство». В самом деле: доплата за классное руководство, как правило, составляет 20% учительского оклада, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Классный руководитель не знает ни каникул, ни выходных, ни праздников, ни отпуска. Но так ли это неизбежно? Опыт показывает, что чаще такое положение — следствие неумелой организации работы классного руководителя. Познакомимся с типичной ситуацией.

 

 

В УЧИТЕЛЬСКОЙ

Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

 - Ольга Петровна, - обращается преподаватель математики к классному руководителю 6-го класса, — сегодня в вашем классе плохо вел себя Миша С. Весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.

- Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты, - говорит учительница географии.

- А ко мне на урок, - добавляет учитель физкультуры, - не пришли четверо ваших учеников.

 

Я соглашусь с поговоркой, приведенной выше. Для успешной организации класса, классный руководитель должен следовать не малому ряду норм и правил, предусматриваемых как общеобразовательным стандартом государства, так и уставом, и другими нормативно-правовыми актами самой школы. И так помимо всего, классный руководитель выполняет множество функций. К примеру, ситуация в учительской. Классный руководитель, в данном случае Ольга Петровна, должна разобраться и устранить проблемы, высказанные ей другими учителями. Следовательно, у нее появилась дополнительная нагрузка, которая займет ее рабочее время, ранее не входившая в ее планы.

 

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: