Вопрос4 Методы педагогического исследования

Метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.

К методам научно-педагогического исследования относятся:

1. Традиционно-педагогические методы, т.е. те, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относятся:

• наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Суть наблюдения как метода педагогического исследования заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений;

• изучение опыта, первоисточников - означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.,

• анализ школьной документации. Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и усвояемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.,

• изучение ученического творчества - изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества,

• беседы - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, спомощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника.выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых.

2. Психолого-педагогические методы исследования. Основу данных методов составляет эксперимент. Эксперимент как метод педагогического исследования обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В зависимости от цели различают следующие методы психолого-педагогического исследования:

• констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления.

• проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

• созидательный, преобразующий формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

• По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

 

3. Социологические методы исследования:

• анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала, пройдя через первые неудачи и разочарования.

• социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива.

• метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление.

4. Тестирование, проектные методы.

 

5. Математические методы педагогических исследований:

• регистрация - определяет выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

• рангирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);

• моделирование - создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.

• статистические методы - методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: