Развитие человека как личности - не только сложный, но и противоречивый процесс, происходящий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, что означает формирование его из просто биологического индивида в сознательное существо - личность.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, к внутренним - биологические, наследственные факторы.
Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: возрастная психология выделяет пять типов формирования: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов - и наследственности, и среды.
|
|
Большинство учёных считает, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Необходимо отметить, что каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:
1. Наследственность:
а) физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности);
б) социальная; в) духовная;
2. Среда:
а) социальная наследственность (традиции);
б) социальная среда (круг общения); в) географическая среда.
3. Воспитание:
а) социальное;
б) активность (самовоспитание).
Вопрос8 Содержание образования в школе.
Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
|
|
Можно выделить следующие составные части общественного опыта:
• опыт физического развития человека,
• опыт эстетического отношения к жизни,
• опыт трудовой и профессиональной деятельности,
• опыт познавательной и научной деятельности,
• опыт нравственных отношений.
Соответственно выделяются основные направления содержания, воспитания и образования:
• физическое воспитание,
• эстетическое,
• трудовое,
• умственное,
• нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
• ЗНАНИЯ,
• НАВЫКИ,
• УМЕНИЯ,
• ОТНОШЕНИЯ,
• ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.
Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую, и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, и эстетическое воспитание.