Вопрос2 Система педагогических наук

Вопрос1 Предмет, задачи и основные категории педагогики.

Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов

выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–

1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика».

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и

воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и

воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной

педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя,

воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и

образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной

деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• работка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

•  разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Основными категориями педагогики являются:

• обучение;

•  воспитание;

• образование;

• развитие;

• самообразование;

• педагогический процесс;

• педагогическая система;

• педагогическая деятельность;

• педагогическая технология;

• педагогическое взаимодействие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс

взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и

навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с

поставленными целями.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и

качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего –

индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства)

потенциалов возможностей.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта

поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и

им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие

педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача

педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в

обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных

компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и

функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности,

направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий

педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации

целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал;

анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и

организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные

контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении,

деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

 а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными системами).

Вопрос2 Система педагогических наук.

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:

1. История педагогики – изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи.

2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);

К общепедагогическим наукам относятся:

• возрастная педагогика,

• изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;

• специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;

• социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

• исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

• этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;

• лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

К функциональным наукам относятся:

• профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;

• отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);

• педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;

• предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.

• Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).

Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук. Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: