Педагогика, поскольку исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, теснейшим образом переплетена со всеми науками, которые связаны с изучением человека:
• философией,
• социологией,
• информатикой,
• психологией,
• медициной,
• анатомией,
• школьной гигиеной,
• физиологией высшей нервной деятельности,
• генетикой,
• этнологией,
• экологией личности и др.
Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов и место воспитания в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
Социально-экономические науки: социология, политология, экономика, право.
Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений.
Политология, исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты, которые раскрывают патриотические, нравственные, эстетические и иные аспекты политической деятельности.
|
|
Правовые аспекты способствуют формированию правовой культуры личности. Эти пауки обогащают педагогику своими методами исследования, особенно социология.
Экономика послужила основанием развития такой отрасли науки, как экономика образования, в школах преподается предмет "Экономика".
Психология — наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика занимается вопросами воспитания и обучения ребенка, а каковы особенности психики растущего человека, как происходит процесс становления личности, сущность психологии воспитания и обучения изучает и раскрывает психология. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования.
Информатика, изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами.
Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека, помогающими лучше попять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики.
Этнография паука о бытовых и культурных особенностях народов. К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В тесной связи с этнографией развивается этнопедагогика, позволяющая понять и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитанников разных национальностей, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании.
|
|
Экология личности, экология среды — новые научные отрасли, изучающие закономерности и условия сохранения личности, непричинения ей вреда, создания условий для полного раскрытия се потенциальных сил и возможностей.
Педагогика во взаимодействии с различными отраслями знаний:
• творчески осваивает научные идеи других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.);
• применяет научные методы исследования других наук (математическое моделирование, социологические опросы и др.);
• использует результаты исследований, полученные различными науками (психология, антропология, физиология и др.);
• совместно решает общие проблемы.