Вопрос11 Сущность и структура обучения

Обучение – это один из элементов педагогического процесса.

 Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.

Сущность обучения проявляется в его функциях:

• формирование знаний, умений и навыков;

• формирование мировоззрения и сознательности;

• физическое, физиологическое и психическое развитие;

• профессиональное ориентирование;

• подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;

Содержание обучения определяется требованиями государственных стандартов образования, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

Ведущая роль в обучении отводится педагогу. Он использует систему основных принципов, методов и форм обучения; контролирует и анализирует процесс обучения и его результат. Педагог также стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь в учении.

Обучение зависит от конкретных условий: политических, экономических, правовых, финансовых, от уровня профессионализма педагогов, от способностей и возможностей обучаемых, от состояния учебной базы.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом.

Выделяют следующие структуры:

• линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

• концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

• спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

• смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: