Вопрос12 Функции процесса обучения

Процесс обучения направлен на осуществление ряда функций:

• образовательной,

•  воспитательной,

•  развивающей.

Образовательная функция обучения – направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности. 

• Знание – это процесс понимания и сохранения в памяти учебной информации в виде фактов, понятий, правил, формул, теорий и т.д., а так же последующее их воспроизведение.

 В процессе обучения, все полученные учащимися научные знания должны стать их достоянием, войти в структуры жизненного опыта. Реализация данной функции способствует обеспечению полноты, осознанности, систематичности полученных знаний, их действенности и прочности. Важным является то, что одновременно с получаемыми учащимися знаниями по основам наук и видами деятельности, необходимо овладеть способами из осознанного применения и оперирования, с целью решения разнообразных жизненных ситуаций.

• Умение – это способность оперировать полученными знаниями, выполнять с их помощью операции или действия.

По своей природе умения – это владение различными способами применения знаний в практической деятельности. Умение позволяет использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, упражнений, решения различных ситуаций, а также в решении практических жизненных задач.

• Навык – это доведенное до автоматизма и совершенства умение, посредством выполнения однотипных задач и упражнений, выполнение которого не требует от исполнителя сознательной деятельности.

Навыки необходимы для того, чтобы полноценно и качественно занимается различными видами деятельности, не задумываясь над выполнением элементарных действий. Пример навыка – это письмо, чтение и т.п.

Воспитательная функция обучения – направлена на формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания законов природы, мышления, нравственных и эстетических представлений, а также овладение правилами и нормами поведения в обществе.

Во время обучения формируются такие качества личности учащегося как социальное поведение, ценностные ориентации, мотивы деятельности и т.д. Основные воспитательные возможности в процессе обучения заложены в учебном материале.

В общем же каждый учебный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Это связано в первую очередь с тем, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны между собой. То есть при обучении происходит становление и развитие личности, воспитание в ней определенных качеств, необходимых для полноценного члена общества.

 Аналогично и в процессе воспитания осуществляется обучение учащегося, воспитание у него различных личностных качеств. Все учебные дисциплины способствуют формированию и расширению мировоззрения учащегося, его кругозора, представление об общей картине мира, на основании чего вырабатывается личностная основа взглядов на собственную жизнедеятельность.

Воспитательное воздействие на ребенка в процессе обучения, так же оказывает личность педагога, сверстников, ближайшего окружения, психологический климат в коллективе. Таким образом, обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и не автоматически. Именно поэтому функция воспитания должна быть организована и реализована педагогом, исходя из поставленных учебных задач. Развивающая функция обучения Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция.

 Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося. Развитие осуществляется во всех направлениях - речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.

Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося. Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения. Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся. Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.

 Таким образом, для того, чтобы обучениебыло целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала. В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.

 

13. Закономерности и принципы обучения

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

Закономерности обучения также можно поделить на два вида:

1) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;

2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются.

Таким образом, процесс обучения – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников.

Принципы обучения представляют собой исходные дидактические положения, отражающие протекание законов и закономерностей процесса обучения и формируют его направление на развитие личности Основными принципами являются: самостоятельность и активность в обучении; наглядность; систематичность, последовательность и комплексность; высокий уровень трудности; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; сочетание группового и индивидуального подхода в обучении. Сознательность, активность и самостоятельность заставляют учеников нести ответственность за цели и задачи обучения. Эти личностные качества стимулируют познавательную активность, способствуют проявлению инициативы и творчества в процессе изучения наук и применения знаний практике. Наглядность в обучении должна иметь содержание, быть понятной и доступной для определенной возрастной категории учеников, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески, учитывать правила обучающих методик. Систематичность, последовательность и комплексность в обучении предполагает наличие устойчивой системы знаний той или иной дисциплины. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения. Обучение, ориентированное на высокий уровень трудностей, должно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, соответствие изучаемого материала и темпа изложения возможностям учеников. Этому принципу отвечает поэтапное изучение учебного материала, по принципу от простого к сложному, опираясь на начальный уровень подготовленности обучаемого Прочность овладения знаниями и навыками возможна только при разъяснении обучаемым значения учебного материала для их реальной жизни, установок на запоминание материала. Закрепить знания можно посредством систематического повторения ранее изученного материала и применения его в практической деятельности обучаемых. Важно стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способам такой работы. Сочетание группового и индивидуального подхода в обучении очень важно. Это обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат. Групповое обучение, отражает общность интересов учеников и создает прекрасные условия для диалога, параллельно создает условия для взаимопомощи и повышает чувство ответственности, а также формирует социальную и личностную.

14. Понятие и сущность метода,приема и правила обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

 

15.Классификация методов обучения

 Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации:

Авторство: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский. Выделяются следующие признаки и методы: а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

На основе дидактических задач:

Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков.

По источникам передачи информации и приобретения знаний:

Методами этой классификации являются: а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой; б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

По типу познавательной деятельности:

Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский.

Типология методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику:

Представлена четырьмя группами: а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: — классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера; — метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.; — ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; — банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;

— микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; — дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе); в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: — импрессивные методы; — экспрессивные методы; — практические методы; — учебные методы;практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

16.Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– содержать только достоверные и научно проверенные факты;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

17. Наглядными методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.

Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

 

18. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;

– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:

1. Сознательный подход учащихся к их выполнению;

2. Соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

4. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.

Основные структурные элементы учебной игры:

– моделируемый объект учебной деятельности;

– совместная деятельность участников;

– правила игры;

– принятие решения в изменившихся условиях;

– эффективность применяемого решения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

 

19. Проблемно-поисковые методы

Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, самостоятельно выясняют законы плавления тел, законы колебаний математического маятника и другие. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности; когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников. Применение проблемно поисковых методов на уроках технологии наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

20. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные и проблемно -поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом - индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» - понятие много аспектное. В системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении индуктивного или дедуктивного метода в преподавании технологии обслуживающего труда определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.

21.Интерактвные технологии обучения

 Целью интерактивной модели является организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Поэтому структура интерактивного урока значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Структура урока строится на элементах интерактивной модели обучения – интерактивных технологиях, которые делают урок интересным, насыщенным.

Допустимо применение интерактивной работы на уроках, где проходит усвоение изложенного нового материала, на уроках, где применяются знания, на специальных уроках, в качестве обобщения или опроса. На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах. Ее огромным плюсом является возможность высказаться каждому ребенку, осуществить обмен собственными идеями с партнером, а затем озвучить их всему классу, и самое главное – в работу будет вовлечен каждый ученик.

Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

· Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

· Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

· Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

· Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

· Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы

· При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение.

· В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий:

· Работы в небольших группах – по 2,3,4 человека.

· Упражнение «Карусель». Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ученики сидят лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задает тему для обсуждения и роли, к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли. Таким способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность, например достижения учеников.

· Лекции с проблемным изложением, при которых моделируется проблемная

· для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.

· Урок-семинар (дебаты, дискуссия)

22.Средства обучения

  Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

23. Выбор методов и средств обучения

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

· – закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

· – общих целей обучения, воспитания и развития человека;

· – конкретных образовательно-воспитательных задач;

· – уровня мотивации обучения;

· – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

· – содержания материала;

· – времени, отведенного на изучение того или иного материала;

· – количества и сложности учебного материала;

· – уровня подготовленности учащихся;

· – возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· – сформированности у учащихся учебных навыков;

· – типа и структуры занятия;

· – количества учащихся;

· – интереса учащихся;

  · – взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

· – материально-технического обеспечения;

· – особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.

24. Формы организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов

Выделяют следующие уроки:

· • ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);

· • закрепления знаний;

· • выработки и закрепления умений и навыков;

· • обобщающие;

· • проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной вне-аудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

25)Инновационные формы организации процесса обучения.

Термин «инновация» означает нововведение.

Преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность преподавателя на занятии с применением инновационных форм обучения раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы студентов.

Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия:занятия в форме самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; проблемные; на основе проектной деятельности; занятия-тренинги и игровые формы организации обучения: деловые и ролевые игры, а также инновационные формы организации обучения теоретических занятий - лекция вдвоем и лекция-провокация и тд.

 1.Занятия самостоятельной деятельности - форма организации учебного процесса на основе организации самостоятельной работы студентов. Цель таких занятий - формирование и развитие механизмов независимости студентов, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия.

Данная форма организации обучения играют большую воспитательную роль.

Для каждого студента разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому студенту выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции преподавателя и студента:

-позиция преподавателя: инициирование субъективного опыта студента и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);

- позиция студента: выбор технологии обучения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

2Исследовательское занятие. Исследовательское занятие - это форма обучения студентов на основе познания окружающей действительности, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского занятия - использование, развитие и обобщение опыта студентов и их представлений о существующем порядке вещей.

В основе такого занятия - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Студенты на занятии сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности студентов на исследовательском уроке - получение конкретного результата. Отличительные особенности такой продуктивной формы организации обучения:

- самостоятельная учебная деятельность студента тесно связана с его реальной трудовой деятельностью;

- ориентация учебы и труда на конечный результат;

- смена традиционных, замкнутых форм отношений между педагогом и студентами на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

3Проблемные занятия. Проблемные занятия - форма организации обучения студентов на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед студентами либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности студентов на основе выявления причинно-следственных связей.

Проблемное обучение - это обучение умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные занятия структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство преподавателя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые студенты должны открыть для себя сами.

4Занятие-тренинг. Представляет такую форму организации учебной деятельности студентов на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель данной формы организации обучения - приобретение студентами определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной - для конкретного студента.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются преподавателем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких занятий разрабатываются критерии действий студентов как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают студентам быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение.Преподаватель помогает отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На занятии-тренинге студентам приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные преподаватели всегда используют элементы педагогического творчества, таких, например, как подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований, взаимного контроля.

5.Занятия на основе проектной деятельности. Занятия на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование проектной формы обучения делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а студента - ответственным и целеустремленным. Обязанность преподавателя - подготовить всех студентов к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. [3,6]

На основе вышеизложенного, выделим некоторые преимущества проектной формы обучения:

- системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые для работы над проектом, "подстегивают" интерес студента к другим дисциплинам;

-развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

- развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;

- развитие уверенности в своих силах. Студенты учатся подходить к любой деятельности творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

6.Игровые формы обучения. Они являются наиболее сложными в планировании и реализации, по нашему мнению, формами организации обучения. Сложность игр на этапе планирования для преподавателя определяется трудностями в подборе вида игры, способа участия в них партнеров и алгоритма ее проведения.

В то же время игра для студента - хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения.

- Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках занятия чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

-использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры.

- Занятие - ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

 Ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные - направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные - связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации;

3) условные - посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа ролевой игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала, анализ материала, подготовка сообщения, консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщения. Межгрупповой сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

 7.Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики.

Лекция вдвоем фактически представляет собой мини-игру, театр двух актеров, что создает эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов.

8.Очень близкой к игровой форме занятия является " лекция-провокация". Это лекция с запланированными ошибками.

Лекция-провокация требует большого мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Важно подчеркнуть, что подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество усвоения предшествующего материала, а студентам - проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем.

26. Урок,структура и типы и требования к нему.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Требования к современному уроку:

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения

Психологические требования к уроку: учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости.

Формы организации обучения в современной школе: урок, занятия по трудовому обучению в школьных мастерских и на производстве, экскурсия, семинары, лабораторные работы, практикумы, факультативы, кружковая работа, домашняя работа учащихся.

Типы:

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет

Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Б.П. Есипов выделяет шесть типов урока:

1. Комбинированный, или смешанный, урок.

Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

2. Урок по ознакомлению учащихся с новым материалом. Другое название – урок сообщения (изучения) новых знаний.

Это урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

3. Урок закрепления и повторения знаний.

Основным содержанием учебной работы здесь является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

4. Урок обобщения и систематизации изученного.

На уроках этого типа систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

5. Урок выработки и закрепления умений и навыков.

Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

6. Урок проверки знаний, умений, навыков и разбора проверочных работ.

Такие уроки позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

27Требования к учебным достижениям учащихся качества.

 

28Мониторинг в образовании.Виды, формы и методы контроля.

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучае­мый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также све­дения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Конт­роль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

В педагогической практике применя­ется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий конт­роль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль поз­воляет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный пе­риод времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может коле­баться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-по­знавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

-Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства сво­ей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

-Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письмен­ный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

-Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигатель­ных навыков.

-С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты конт­роля легко поддаются статистической обработке. Устраняетсясубъекти­визм учителя при оценивании знаний.

-Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, ана­лизировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

-Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

В последнее время все большее распространение получает тестовый конт­роль. Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведе­ния и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результа­тов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

29.Характер и технологии организации самостоятельной работы учашихся

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

- образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

- развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памя-

ти, мышления, речи);

- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, на-

выков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ве-

дущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоя-

тельности и др.).

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, ка-

ким образом организована деятельность студентов. Формы организации самостоятель-

ной деятельности учащихся имеют важное воспитательное значение. Сейчас в вузах

существуют две формы самостоятельной работы:

- традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняе-

мая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы,

часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или

мастерской;

- аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого

в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: