double arrow

Метод контрольных вопросов

1

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремительное развитие науки в современном обществе приводит к тому что существующие технологии стремятся заменить новыми, более производительными, качественными или простыми. Человек по своей сущности стремится облегчить свой труд, вкладывая минимальное количество ресурсов и получая максимальный результат, появляется нужда изобретать. В истории известны примеры, когда решение находилось очень быстро, а так же , когда методом перебора вариантов нужное решение находилось через десятки лет.

В 1946 году Генрихом Альтшуллером и его коллегами основана (ТРИЗ) теория решения изобретательских задач - это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.





 


ВАЖНОСТЬ ТРИЗ ПРИ РЕШЕНИИ ИЗОБРЕТЕТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

 

В настоящее время мировая промышленность встала на путь стремительного развития. Человек ни в одной сфере своей деятельности не может обойтись без помощи своих же разработок, изобретений. Пусть иногда это ничтожные идеи (вещи или устройства) которые не могут решить все людские проблемы, но в целом они являются неотъемлемой частью технического прогресса.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Основные функции ТРИЗ:

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых – концептуальные решения).

3. Развитие качеств творческой личности.

Вспомогательные функции ТРИЗ:

1. Решение научных и исследовательских задач.

2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.

3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.

4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.

5. Объективная оценка решений.

6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.



7. Развитие творческого воображения (РТВ) и мышления.

8. Развитие творческих коллективов.

ТРИЗ - наука изобретать. Хотя изобретательство известно из глубокой древности, научная теория этого вида творческой деятельности формируется только сегодня. Основные постулаты ТРИЗ часто представляют в следующей редакции:

    - развитие технических систем происходит не спонтанно и не по воле людей, их создающих, а в соответствии с объективно существующими законами развития технических систем. Они познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач;

    - знание законов развития технических систем и их анализ на основе мирового патентного фонда позволяет разрабатывать обобщенные методы решения любых изобретательских задач вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Таким образом, удается алгоритмизировать и формализовать процесс поиска новых технических решений, превращая таким образом техническое творчество в точную науку;

    - способность человека изобретать есть не столько врожденное качество, сколько продукт его творческой деятельности.

    В настоящее время ТРИЗ многократно доказала свою высокую эффективность и приобщила к творчеству тысячи людей. С ее помощью сделаны десятки тысяч изобретений и получен значительный экономический эффект. Кроме стран СНГ подобная работа ведется в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Голландии, Израиле, Ю. Корее и других странах. В ряде стран преподавание ТРИЗ – технологий началось не только в Вузах и средних учебных заведениях, но и в детских садах в адаптированном виде.



    При этом предоставляется весь необходимый информационный материал, позволяющий с первых шагов знакомства с методами вступить в сражение с собственными проблемами: законы развития технических систем, приемы преодоления технических противоречий, банки знаний физических, химических, геометрических и других эффектов, метод вещественно-полевых ресурсов, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-стоимостной анализ и т.д.

    Одной из фундаментальных целей ТРИЗ является разработка “формул”, по которым можно будет решать любые изобретательские задачи. Тогда изобретатель будет не нужен, а изобретательские задачи по известным формулам будет решать ЭВМ.


 


МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Ниже приведены три из всех известных человечеству методов активации поиска новых решений:

Метод контрольных вопросов

 

    Так исторически сложилось, что различные списки контрольных вопросов стали одним из первых методических средств, разработанных специально для повышения эффективности изобретательского труда. Обычно эти списки представляют собой некоторый набор вопросов или рекомендаций по организации хода решения задачи. Последовательные ответы на все вопросы повышают вероятность успешного решения задачи. Однако работа по методу контрольных вопросов (МКВ) предполагает не только ответы на готовые вопросы, но и ряд других действий. В общем виде при работе по МКВ можно выделить следующие этапы поиска решения:

    •   уточнение формулировки задачи, выделение главных частей объекта, уточнение ограничений;

    •   подготовка списка, в который кроме стандартных будут входить вопросы, учитывающие специфику данного объекта;

    •   поиск решения, формулирование новых вопросов и поиск новых ответов на них, построение множества возможных решений;

    •   выбор лучшего решения из альтернативных путем формулирования вопросов, позволяющих объективно сравнить между собой имеющиеся решения.

    Самым сложным является формулирование точных и обоснованных вопросов, ведь только с их помощью можно в МКВ “вырваться” из заранее намеченной (сознательно или бессознательно) области возможных решений. Правильная постановка вопросов – это искусство, и от степени владения им зависит эффективность поиска решений.

 

 2.2. Метод мозгового штурма

 

    Метод мозгового штурма (МШ) был впервые разработан в 40-х годах XX в. А. Осборном, хотя более простые аналогии его были известны гораздо раньше. Например, попавшие в тяжелую ситуацию моряки устраивали так называемый “корабельный совет”, во время которого поочередно высказывали любые предложения – что делать дальше. Высказывались последовательно, начиная с младших по чину; критика предложений запрещалась. А. Осборн – бывший морской офицер – сумел оценить достоинства “корабельного совета” и преобразовал этот метод для решения технических задач.

    В основе метода МШ лежит несколько основных идей.

    Люди, в силу индивидуальных психологических особенностей, по-разному проявляют себя, при необходимости принятия решений. Условно всех людей можно разделить на три большие группы – “генераторов”, “аналитиков” и “нейтральных”. “Генераторы” склонны высказывать множество решений, часто без достаточной оценки. “Аналитики” наоборот, более склонны оценивать и критиковать чужие идеи, нежели высказывать свои. Во время совместной деятельности “аналитики” своим критическим отношением ко всему сильно мешают “генераторам”, часто не дают им развернуться. Поэтому при решении нестандартных задач “генераторов” и “аналитиков” желательно как-то разделять. “Нейтральные” предпочитают отмалчиваться, поэтому их без вреда можно присоединить к первым или ко вторым. Кроме того, во время генерации идей нужно исключить недоброжелательное отношения к говорящему, помочь ему избавиться от скованности, от опасений преследования за “глупое” высказывание, помочь преодолеть барьер инерционности мышления. Все эти требования учитываются при проведении МШ.

 



1




Сейчас читают про: