ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 10
По дисциплине: Методика преподавания истории в специальной (корекционной) школе
Тема Подготовка к уроку истории в специальной коррекционной школе
Цель занятия: изучение урока истории в специальной школе, определение типов урока истории.
Выполнила: Мироненко Вероника
Составьте конспект урока истории по выбранной теме для учащихся специальной (коррекционной) школы (7, 8 и 9 класс)
Конспект урока по истории.
Класс: 8
Тема: «Восстание Пугачева.
Цель: Определить значение и последствия восстания под предводительством
Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и историческое значение.
Задачи:
Образовательные
Закрепить представления и понятия обучающихся о положении крестьян в XVIII веке; дать характеристику восстания под предводительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.
Коррекционно - развивающие
Развивать умения давать характеристику исторической личности на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим.
Воспитательные
Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, чувство гордости, патриотизма, уважения к русскому народу, Отечеству, интереса к истории своей страны и своей малой Родины.
Оборудование: учебник, тетрадь, картинки.
Тип урока: комбинированный
Методы работы: словесный, практический.
Форма работы: групповая
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
-Девочки и мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II.Проверка пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев?
- С какой целью Екатерина II созвала уложенную комиссию?
- Объясните значения слов «наказы», «Вольная грамота».
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово учителя.
В XVIII веке крепостное право еще больше усилилось. Крепостные крестьяне ни свободы, ни каких-либо привилегий не имели. Крестьяне превратились в полную собственность помещиков: неделями работали на барском поле, их продавали, обменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили. За малейшую провинность их жестоко наказывали. Крестьяне жаловаться на помещиков не имели право, было запрещено законом, изданным при Екатерине II. Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты. Наиболее известным было восстание под предводительством Е. И. Пугачева.
Сообщение темы урока. Запись числа и темы в тетрадях.
«Восстание под предводительством Емельяна Пугачева».
IV. Работа над новым материалом.
План изучения нового материала:
1. Причины восстания.
2. Предводитель восстания.
3. Требования восставших.
4. Основные этапы восстания.
5. Значение и итоги восстания.
План-вопросник:
1. Когда проходило восстание?
2. Кто возглавлял восстание?
3. Кто это Е.И. Пугачев? Внешность, сведения о жизни.
4. Где проходило восстание?
5. Итоги восстания?
Рассказ учителя.
1. Причины восстания.
Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева самый сильный социальный взрыв в годы правления Екатерины II и наиболее организованное выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет.
1. Ужесточение крепостного права:
- Крепостные крестьяне не имели никаких прав и привилегий, подвергались издевательствам и мучениям со стороны помещиков;
- Помещики жестоко наказывали крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность. Крестьян, членов его семьи продавали, обменивали на вещи, собак, проигрывали в карты и дарили.
2. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах:
- Работали 12-15 часов в сутки;
- Нечеловеческие условия труда вызывали тяжелые болезни и гибель многих рабочих-крестьян.
3. Быстрый рост налогового бремени.
- Программными документами Екатерины IIжалованная грамота дворянству на земли и крепостных крестьян. По этим документам дворяне освобождались от налогов, а крепостные крестьяне становились основными их плательщиками.
Биография Емельяна Ивановича Пугачева.