Правила предоставления коммунальных услуг

постановление Правительства РФ № 354 от

 

«Никто не обнимет, необъятного».

«Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное» (Козьма Прутков).

 

Первые «Правила предоставления коммунальных услуг» (далее Правила), утвержденные Правительством РФ № 1099 от 26.09.1994 года, помещались на 4 страницах и содержали 27 пунктов. Они были далеки от совершенства, но просты для понимания граждан. По сути в них излагалась концепция о порядке предоставления коммунальных услуг. Подробный порядок расчета размера платы каждой коммунальной услуги мы в них не найдем. Но Департаментом ЖКХ Госстроя РФ на этот счет давались официальные рекомендации. Кроме того, сами предприятия, оказывающие ЖКУ, имели право определять порядок расчета. Впрочем он был достаточно простой. При отсутствии приборов учета, ЖКУ начислялись всем по нормативам. При наличии приборов учета, начислялось по приборам учета, в том числе и на общие нужды, если такой прибор был установлен. При наличии общего домового прибора учета, остающаяся разница до начислялась раз в квартал или раз в год, в зависимости от величины разницы.

Следующие «Правила предоставления коммунальных услуг» № 307 Правительство РФ утвердило 23.05.2006 года, в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ. В них уже предпринята попытка расписать все возможные варианты расчета размера платы за коммунальные услуги с учетом наличия или отсутствия общих и индивидуальных приборов учета в доме и в помещениях собственников. Сами Правила составляют уже несколько десятков страниц, в них 114 пунктов. Постичь их было сложно даже специалисту, перечитывающему их десятки раз. Для граждан эти Правила стали «талмудом», который понять самостоятельно они не в состоянии. Приведено много формул, рассмотрены различные варианты организации учета, учтена возможность приготовления коммунальной услуги с использованием общего домового оборудования. И все равно на практике встречались десятки ситуаций, на которые в Правилах нет ответа. Но в отличии от предыдущих Правил № 1099, эти Правила № 307 уже не позволяли исполнителю коммунальной услуги самостоятельно определять порядок расчета размера платы за ЖКУ. Что интересно, прямого разрешения или запрета не содержится ни в старых, ни в новых Правилах. Об этом все исполнители, а самое главное, надзорные органы, делают вывод из сути документов. В старых правилах изложены принципы и следовательно выбор вариантов расчета определял Исполнитель ЖКУ, в новых правилах по каждому варианту даются требования и ссылки на формулы и следовательно у Исполнителя отсутствует право самостоятельно определять порядок расчета стоимости услуги. А если все же использовать «применительно» порядок существующих Правил, то зачастую получается шокирующий результат (примеры ниже).

Действующие на сегодня «Правила предоставления коммунальных услуг» (пост. Правительства РФ № 354 от 6.05.2011 года) принципиально отличаются от Правил № 307 только в одном, ранее плата за ресурс на общие домовые нужды (ОДН) начислялась на основании прибора учета, установленного на сетях обеспечивающих ОДН, а раз в год или чаще делалась корректировка, что бы возместить возникающую разницу. Ведь окончательный расчет с поставщиком коммунальных ресурсов, собственники обязаны произвести по показаниям общего домового прибора учета (пп 7, 22 Правил № 307).

На сегодня ресурс на ОДН определяется ежемесячно как разница между общедомовым прибором учета (ОДПУ) и потреблением суммарно ресурса каждым помещением, принадлежащем собственникам. По сути это та же корректировка, только ежемесячная. В остальной части Правила № 354 лишь расширили предыдущие и учли некоторые предложения с мест. В них теперь 161 пункт, но в целом ситуация с их пониманием стала еще хуже. Специалисты понимают многие требования по разному, а для граждан этот документ по большей части «арабская письменность».

Перейдем к конкретным примерам для наглядности.

Расчет стоимости горячей воды математически прост. Объем использованной на нагрев теплоэнергии, делится на объем потребленной жителями горячей воды. Потребили ресурс на 20 тысяч рублей, подали показания на 100 кубометров, стоимость 200 рублей за кубометр (нагрев) плюс стоимость холодной воды. Правда жители теперь имеют право не подавать показания квартирных счетчиков и потому объем потребления можно посчитать только теоретически. Из-за этого каждый месяц объем сильно меняется и следовательно стоимость горячей воды (ГВС) тоже. Жителей это нервирует и доверие не повышает. Но это еще можно терпеть.

Невыносимой становится ситуация в новых, вводимых в эксплуатацию домах. Система ГВС дома это большая сеть трубопроводов, в которых всегда существуют теплопотери. Кроме того, полотенцесушители работают от системы ГВС, обогревая ванные комнаты. Существует даже нормативный коэффициент тепловых потерь для таких систем от 35% до 55%, и это при условии полного заселения дома. Представим ситуацию. Дом имеет 100 квартир, из которых в первый месяц заселены только 5, остальные делают ремонт или вообще ждут повышения цен на квартиры для перепродажи. Для обеспечения этих 5 квартир горячей водой запускается в работу вся система ГВС дома. Потребляется теплоэнергии на 30 тысяч рублей, 5 квартир потребляют в среднем по 2 кубометра горячей воды (всего 10 кубометров). Стоимость 1 кубометра 3000 рублей!!!

Автономные котельные для дома. В таких котельных как правило газовые котлы работают одновременно для нагрева горячей воды через бойлер и для отопления дома. Тепловые счетчики на ГВС и отопление не ставятся из-за дороговизны. Как распределить газ на ГВС и отопление? В Правилах нет ответа на этот вопрос. Как не предоставлено и право УК самостоятельно принимать решение о порядке расчета. Впрочем такое право не предоставлено и собственникам. Принимая такие решения мы нарушаем Правила. А НЕ принять такое решение невозможно, людям нужны тепло и горячая вода.

Как выполнить требование Правил, если в одном доме реализовано сразу несколько инженерных вариантов осуществления коммунальной услуги? И на этот вопрос ответ в Правилах не найдете. Потому что реалии жизни всегда шире и непредсказуемы, самая буйная фантазия уступает им. В десятиэтажном доме с цокольными помещениями 4 мини котельных, одна для цокольных помещений, принадлежащих собственникам, две для первого этажа с офисами и магазинами, четвертая для 8 квартир 10-го этажа, потому что по существующим СНиПам и техническим возможностям, газ может подаваться только до 9-го этажа. Квартиры со 2-го по 9-й этажи имеют внутриквартирное газовое отопление каждая, то есть свои газовые котлы. Составителям Правил такое не могло даже приснится. Как в соответствии с Правилами нужно начислять отопление? И как в составе содержания общего домового имущества учесть затраты по содержанию этой сложной системы отопления и ГВС?

Человек демонтировал все приборы отопления и требует не начислять ему эту услугу. В Правилах такая ситуация не рассматривается. Ранее в других документах указывалось, что наниматель обязан:

«о) производить в домах, где нет центрального отопления, в период отопительного сезона отопление жилого помещения.

При временном отсутствии нанимателя и членов его семьи, наниматель не освобождается от обязанности по отоплению жилого помещения для поддержания нормальной температуры в нем в целях обеспечения сохранности жилого дома;» (типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР")

Этот документ давно утратил силу, но лишь в нем дается четкий ответ на вопрос, как быть, если человек хочет отказаться от отопления.

В действующих Правилах № 354 сказано: «86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил».

По смыслу п 86, можно трактовать и так, что если квартира оборудована прибором учета тепла, то собственник платит за отопление по этому прибору учета. Это логично. Но поскольку требования об обеспечении температурного режима в квартире в зимний период нигде нет, то граждане отключают полностью отопление в квартире и уезжают на всю зиму в другие края. Платить ему не придется. Надо объяснять, что у соседа за стенкой расход тепла увеличится и фактически теперь он будет оплачивать отопление квартиры уехавшего? Скажете такие случаи единичны. В южных городах северяне имеют в отдельных домах более 80% квартир, например на черноморском побережье. А их оставшиеся соседи, как правило пенсионеры из других регионов, перебравшиеся на юг, вынуждены платить за отопление по своим счетчикам до 10 тысяч рублей в месяц, при том что в среднем такая плата составляет не более 2000 рублей. Ведь 4 его соседа (слева, справа, сверху, снизу) выехали. А теплопотери через не утепленные межквартирные стены огромны.

И в тех же южных городах каждую неделю приходит очередной житель с заявлением о снятии начислений за отопление, он от него отказывается. Кстати, в южных городах многие нежилые здания не имеют отопления вовсе. В холодные дни для отапливания кабинетов используются электрические кондиционеры или тепловые вентиляторы. Как объяснить, что гражданин даже после демонтажа батарей обязан оплачивать услугу отопление. Или может быть уже не обязан? Ответа не найдете.

 Дома где есть центральное и индивидуальное отопление. Это характерно для малых городов и сельской местности, где стоимость теплоэнергии очень высокая, иногда в 2 раза выше, чем в региональном центре. Имеющие финансовую возможность, отключают батареи центрального отопления и монтируют у себя индивидуальное отопление от газового котла, тем более, что большая часть домов в советские времена были газифицированы. В таких домах бывает более половины квартир на индивидуальных газовых котлах. При этом оставшаяся часть пользуется центральной системой отопления и ГВС. Где искать ответ на вопрос кому, за что и сколько начислять по отоплению и ГВС в таком доме? Ведь в Правилах подобные случаи не рассматриваются. И как объяснить владельцам газовых котлов, что оставшиеся сети отопления считаются общим домовым имуществом и все, включая их, должны за них платить. Кстати, часто эти переустройства осуществляются по согласованию с властями. А как откажешь человеку, если он не хочет платить по 3000 рублей за центральное, когда газовое отопление обходится в 750 рублей. А центральное отопление от таких действий становится еще дороже. Ведь затраты от этого не снижаются пропорционально уменьшению площади выбывающих квартир. Что об этом говорится в Правилах? Ничего.

Есть дома, где собственники нежилых помещений (часто используемые в коммерческих целях) имеют отдельные вводы коммунальных ресурсов. Доходит дело до судов, в которых побеждают и те и другие стороны. Собственники коммерции доказывают, что у них все отделено от дома: сети, вход, коммуникации, они сами обеспечивают санитарное содержание территории перед своим фасадом и т. д. Общие только стены и почтовый адрес, а порой даже нет общих стен, если помещение пристроено. Искать ответ в Правилах бесполезно. Там формулы только для общих идеальных случаев.

А есть еще дома с отоплением на жидком топливе, с собственными водозаборными скважинами, с водоочистным оборудованием, со своими канализационными насосными станциями, с септиками (емкость в земле для фекальной канализации), со своими встроенными трансформаторными подстанциями. Есть дома, разделенные на литеры с одним почтовым адресом, но с разными вводами по воде, теплоэнергии, электроэнергии, и где одни собственники требуют расчета по литерно, а другие в общем по дому, а есть разные дома с разными почтовыми адресами, но с единым индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) и хорошо если оба дома в одной УК. А если они в разных? Есть дома, где в одной половине газовые плиты, а в другой электрические и все это в соответствии с проектом, а насосные, ИТП и электроснабжение общие с одним счетчиком. Тариф на электроэнергию для домов с газовыми плитами и электрическими плитами разный. Встречаются даже дома где часть квартир не имеет холодной воды, канализации и санузлов и ходят на улицу за этими услугами, а часть собственников эти удобства уже соорудили в квартирах, объединив где это возможно общие трубы по канализации или воде.

Перечислять еще или достаточно? Что бы понять ту простую истину, которую известный Козьма Прутков понял еще полтораста лет назад — нельзя объять необъятное и не стоит к этому стремиться.

А как же быть? Как всегда, ответ довольно простой. Но еще немного о Правилах. Цель настоящей статьи показать в каких сложных условиях приходится работать УК. И поэтому о Правилах предоставления коммунальных услуг в данной статье говорится с целью раскрытия общей темы. Сами же правила заслуживают еще большей критики и отдельной статьи.

В Правилах этого нет, но если обобщить предлагаемые варианты расчета и формулы, то нетрудно понять, что главный принцип Правил — исполнители коммунальной услуги при начислении размера платы должны собрать с пользователей такой услуги денежные средства, достаточные для расчета с поставщиком ресурса и не должны на этом зарабатывать сами. Проще говоря, начисленное потребителям за расчетный период должно «до копейки» совпасть с суммой, выставленной РСО (хотя теоретически это невозможно, расхождения в копейках всегда будут из-за погрешности при делении услуги между собственниками). Однако об этом принципе прямо нигде не говорится. Тем не менее, именно этим принципом руководствуются надзорные органы при проверке правильности расчета размера платы.

Косвенно об этом было сказано в пп 7 и 22, Правил № 307 «Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», «Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.»

Эти Правила № 307 в скором времени утратят свою силу.

Правила № 354 ничего подобного уже не содержат. А с учетом, как Правительство РФ излагает порядок определения размера платы на общие домовые нужды в п 44, можно сделать вывод, что собственники уже не обязаны в полном объеме рассчитываться за коммунальные услуги по общедомовому прибору учета, установленному на границе дома.

Более того, на самом высоком уровне всерьез рассматривается предложение, обязать УК оплачивать стоимость ресурсов на ОДН «за счет собственных средств». Это якобы побудит УК снизить эти затраты, за счет ремонта текущих в подвалах трубопроводов. Текущие трубы сегодня редкое явление, особенно там, где есть конкуренция между УК. А вот воровство ресурсов гражданами, повсеместно распространенное явление в ужасающих масштабах. Получается УК должны будут оплачивать ОДН и воровство ресурсов «за счет собственных средств». Сколько этих самых средств у УК выше уже говорилось. Но самое главное, в Правительстве РФ даже не понимают, что эти средства УК должна использовать на цели «содержания и ремонта МКД», которых и так не хватает. Следовательно опять недополучит эти средства в первую очередь сам дом. И следовательно его обветшание продолжится и далее.

Тезис, что УК станут лучше бороться с воровством ресурсов безоснователен. У коммунальщиков нет для этого действенного механизма. Большинство счетчиков холодной и горячей воды установлены внутри квартир. Попасть к ним контролеру невозможно. Правила дают право собственникам не пускать контролеров. Время доступа в квартиру должно быть заранее, то есть за несколько дней, согласовано с жителем. Этого времени вполне достаточно, что бы восстановить учет и скрыть следы кражи ресурсов. А снять магнит с счетчика, дело всего нескольких секунд. Внутриквартирная разводка скрыта за кафелем, фальшстеной, отделкой из гипсокартона. Никакими Правилами это не запрещается. Как переделал разводку собственник во время ремонта, знает только он один, да еще многочисленные мастера, предлагающие свои услуги на каждом углу. Простой способ проверки — перекрытие крана перед счетчиком и включение кранов в точке разбора, не эффективен. Собственник перед проверкой перекрывает потайной кран и никогда не определишь, что есть байпас в обход счетчика. Не говоря о том, что многочисленные бытовые приборы, запитанные от воды, собственник включать по требованию контролера не обязан. Даже антимагнитные счетчики не спасают положения. В Интернете выложены десятки способов обмана. УК предложила установить антимагнитные пломбы более чем на 100 домах. Согласие дали менее 10 домов. Многие собственники просто не пустили контролеров для их установки. Какие меры можно принять к таким собственникам? Правилами такие меры не предусмотрены.

Лучшим способом борьбы является установка счетчиков в ящиках, к которым есть доступ из коридора подъезда. В этом случае осуществить контроль можно в любое время, даже не уведомляя собственника. Но такие решения не являются обязательными при строительства дома и используются крайне редко.

Поэтому, рассматриваемое предложение о включении ОДН в стоимость содержания и ремонта дома, по сути оплата воровства ресурсов за счет средств на содержание дома и опять же за счет добросовестных жителей. Все это понимают, но такое решение устраивает власть, поскольку люди должны успокоиться, ведь им само Правительство РФ говорит, что УК будет оплачивать ОДН «за счет собственных средств».

Об общедомовых нуждах (ОДН) дальше отдельный раздел. Это сама по себе большая тема для отдельного разговора.

Пора ответить на вопрос — как же все таки быть с определением порядка расчета размера платы за коммунальные ресурсы? С одной стороны нельзя отдавать все на откуп УК. С другой стороны «нельзя, обнять необъятное».

На мой взгляд Правила должны изложить принципиальный подход (концепцию) в выборе методики расчета. Определить основные требования и дать основные рекомендации. Которые должны соблюдаться УК и соответствие которым, при проведении расчетов за ЖКУ, будут проверять надзорные органы. Кроме этого, Департамент ЖКХ РФ должен обеспечить изучение различных методик, используемых УК, и лучшие методики рекомендовать к использованию через свой официальный сайт. Следует разрешить УК использовать свои методы расчетов ЖКУ, при условии их утверждения Советом дома. Что значительно снизит злоупотребления со стороны УК.

Стоит помнить, что все те методы и формулы, которые используются в Правилах, появились впервые и были опробованы на местах благодаря именно УК, в период когда не было запрета на самостоятельные методики расчетов. И только потом были включены в Правила. Лишая УК и собственников права самостоятельно определять порядок расчета, Правительство РФ по сути лишается инициативы в развитии новых методик и тем самым провоцирует застой в этом вопросе.

Обязательно следует организовать обратную связь Департамента ЖКХ РФ и УК. Каждая УК должна получить возможность направить в Департамент свой вариант расчетов для изучения и подготовки заключения, которое должно быть направлено в течении месяца. Совет дома может отложить принятие своего решения по утверждению методики УК до получения соответствующего заключения из Департамента. При этом сам Департамент может для конкретного случая рекомендовать и другой метод расчета. Важно обеспечить быструю обратную связь.

Следует отметить, что действующие Правила не позволяют собственникам самостоятельно определять порядок расчета платы за ЖКУ, кроме стоимости содержания и ремонта общего домового имущества. Возможно законодатель считает, что граждане для этого недостаточно подготовлены. Хочу сказать, что это не так. Конечно в понимании требований Правил они уступают специалистам, но это по причине того, что сами Правила изложены запутанно, в них много ссылок на другие пункты и различные формулы, без всякого разъяснения принципов метода расчета. Да и специалисты с трудом в них ориентируются. Понять их без знания множества предыдущих нормативных документов сложно. Многие формулы и изложения конкретных методик даются без обоснования. Их можно принять только на веру. А граждане никогда ничего на веру принимать не хотят. Но если специалисту удается разъяснить простым языком суть метода, то люди понимают основной принцип, который заложен в методике. Беда, что таких специалистов крайне мало, хорошо, если в УК найдется хотя бы один — два. В ТСЖ таких специалистов не бывает. И разъяснениям таких специалистов прямого подтверждения в Правилах нет.

Тем не менее суть метода способны понять большинство граждан. У них часто возникает масса вопросов, подобных тем, что изложены выше в этом разделе. Они с интересом обсуждают предлагаемые варианты расчетов. Хорошо ориентируются какие выгоды сулит тот или иной метод для отдельных категорий жителей, например проживающих или отсутствующих, многочисленных семей или одиноких людей, для установивших себе отдельно электротитан для нагрева горячей воды или пользующихся ГВС из общей котельной, которая работает на дорогом дизельном топливе. Все это свидетельствует, что собственники хорошо разбираются в этих вопросах и видят огрехи в Правилах. Совместно с УК они предлагают способы расчетов, куда более справедливых и понятных жителям, чем существующие Правила. Но переход на понятную и утвержденную собственниками методику расчета всегда несет риск. Завтра надзорные органы при рассмотрении жалобы отдельного жителя, выявят несоблюдение Правил и заставят сделать перерасчет за все периоды. При этом УК скорее всего выплатит существенный штраф.

Почему собственников лишили права самостоятельно с учетом предложений УК определить способ расчета платы за ЖКУ? Кто-то возразит, прямого запрета нет. Но нет и прямого разрешения. А с учетом требований п 36 Правил ни один проверяющий чиновник не возьмет на себя ответственность отступить от Правил, учитывая местную особенность услуги. Даже в случаях, когда Правила не имеют вариантов расчета ЖКУ, для конкретного случая, чиновник даст заключение - «не соответствует требованиям Правил». А на вопрос — как правильно, он отвечать не обязан. В его обязанности входит ответить на вопрос, правильно или нет. Потому и ответ всегда простой: правильно или не правильно. В лучшем случае словесно скажут, вы должны были по этому случаю обратиться в Департамент ЖКХ РФ, поскольку им предоставлено право давать разъяснения по вопросам Правил.

Для информации, в среднем Департамент ЖКХ отвечает лишь на каждое второе обращение в течении от 3-х до 6-ти месяцев. То есть в половине случаев не отвечает совсем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: