Сущность ,роль и функции оценок

 

Сущность оценки понимается различными авторами-педагогами  неоднозначно.

 

 

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л.С. Выготскому,

 

заключается в том, что «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих». В.М. Полонский определяет оценку

знаний учащихся как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым. Раскрывая сущность процесса оценки, В.М. Полонский выделяет в нем следующие компоненты:

 

- определение целей обучения;

 

- выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;

 

- отметку или иной способ выражения результатов проверки.

 

Российский педагог и психолог Ш.А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном».

 

Г.И. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как

 

«показатель степени правильности и точности выполненного задания,

 

самостоятельности и активности ученика в работе». Причем она выделяет следующие требования к оперированию оценкой успеваемости:

 

- всесторонность оценки успеваемости, т. е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;

 

- установление связи со всеми видами работы ученика на уроке;

 

- высокая авторитетность и значимость оценки;

 

- гласность и доведение до всех учащихся обоснованных критериев оценки знаний, умений и навыков;

 

- сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение учащихся класса к анализу работ и ответов товарищей.

Под оценкой качества знаний и умений учащихся может пониматься констатация определенной связи между планом (целевым представлением) иотраженной информацией И.С. Якиманская), «свидетельство об успешном или не вполне успешном выполнении задач» (В. Шрадер).

 

Итак, отметка выступает неотъемлемой частью воспитания и обучения, сама являясь процессом, имеющим свою роль и выражение.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных позиций. Так, например, педагоги Н.Г. Морозова, Л.С.Славина понимают школьную оценку знаний как «тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике».

 

 

К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего«я» глазами других».

 

По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает... интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», так как

 

«контролирует именно общество, а не учитель». Он указывает, что наличие оценки

 

в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в

 

определенном типе личности».

 

Р.Ф. Кривошаповой и О. Ф. Силютиной оценка понимается как «развернутое,

 

глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося».

 

Н.А. Батурин считает, что «оценка – это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания».

Не обращаясь к другим примерам, заметим, что при многообразии трактовок сущности и роли оценки в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащихся и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

 

Оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах:

 

- малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости);

 

- общие  характеристики учащихся;

 

- отметки;

 

- оценочные высказывания (в индивидуальных беседах с

 

- учениками, на родительскихсобраниях);

 

- другие формы, предусмотренные внутренним распорядком школы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: