Современные методы оценки знаний, умений и навыков

 

1. Программированный контроль.

 

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора.

 

Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы,

 

на каждый изкоторых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ.

 

Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.

 

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.

 

Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем,

 

что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

 

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем,

 

чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

 

2. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала

 

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах, в странах Африки, в

 

которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых вузах нашей страны. В последнее десятилетие она стала применяться в некоторых экспериментальных средних школах. Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к образованию. Главный ее недостаток очевиден — она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе учащихся.

Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том,

что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше

баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.

Плюсов у метода рейтинга достаточно:

1. Нет секрета в том, что 5-балльная система оценки несовершенна, и любая “Тройка”, “четверка”, “пятерка” имеет массу оттенков; рейтинг позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов.

2. Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным.

3. Возможность избежать неудовлетворительных оценок, что ведет к тому, что учащиеся не боятся идти на урок.

4. Рейтинг хорош и тем, что при определении сегодняшнего рейтинга будет учитываться и прошлый, то есть учитываются и ранние заслуги.

 

 

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды,

 

регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В

 

их числе:

 

- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (зачете);

 

- совокупный рейтинг, отражающий успеваемость по всем предметам;

 

- заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

 

- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий

 

успеваемость в целом в течение какого-то периода обучения.

 

Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:

· Рейтинговые контрольные работы.

При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются определенные операции и действия, необходимые для выполнения.

Отдельному заданию в целом и его частям присваивается определенный балльный вес.

Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.

· Тесты

· Возможно применение рейтинговой системы при защите рефератов, докладов, проектов.

В этом случае заполняется индивидуальная карта, она заполняется преподавателем, одноклассниками и самим учеником. После этого подсчитываетсясреднеарифметическая величина.

 

В рейтинговой системе учащийся сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «ударников», а есть первый, второй, десятый,

 

сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

 

Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

 

Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей,

 

формирующих личностные качества учащихся.

 

Поскольку рейтинг – это шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.

 

Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

 

3. Тестирование.

 

По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего.

 

В начале XX века наметились разграничения в педагогическом и психологическом тестировании. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торндайком (1874—1949). Он же выделил три этапа внедрения тестирования в практику американской школы.

 

Период поисков (1900—1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов на памяти, внимание,восприятие и других,

 

предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты на интеллект, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

 

Последующие пятнадцать лет – годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места,

 

возможности и ограничений.

С 1931 года начинается современный этап развития школьного тестирования.

 

Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и Общим принципам.

 

В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п.

 

С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке.

 

Тест – это задание на деятельность и эталон ответа или решения:

 

Оценка выполнения теста производится путем сравнения ответа ученика с эталоном:

 

если его ответ совпадает с эталоном, тест засчитывается; если же ответ не совпадает с эталоном, он не засчитывается. Наличие эталона обеспечивает объективность выставляемой оценки.

 

Требования к тестам:

 

-задание должно соответствовать изученному материалу;

 

- задание должно соответствовать достигнутому уровню деятельности (из четырех описанных выше);

 

- задание должно соответствовать эталону ответа.

 

Различают два вида тестов на выборку:

 

- альтернативные;

 

- избирательные.

 

Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только дваварианта ответа

 

- Является ли эта формула правильной?

 

- Согласны ли вы с тем, что...?

 

- Верно ли,что...?

 

Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4—5) вариантов ответа, из которых ученик должен выбрать правильный.

 

Конструкция вопроса может быть такой:

 

Какой...?

 

Какая...?

 

Где...?

 

Когда...?

 

Кто...?

 

Что...?

 

Эталон ответа записывается только в виде номера вопроса в билете.

 

 

Тесты-задачи тоже бывают двух видов:

 

- типовые, когда ход и метод решения известны ученику;

 

- нетиповые, когда ход и метод ученику не известны, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

 

Эталоном ответа в типовых задачах, как правило, служит конечный результат.

 

В нетиповой задаче ученик должен разработать метод ее решения (для заданных нестандартных условий), поэтому по форме (но только по форме!) эти задачи сходны с типовыми.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

 

- Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

 

- Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

 

- Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

 

- Вопросы не должны повторять формулировки учебника.

 

- Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

 

- Вопросы не должны содержать «ловушек».

 

Надежность тестов на обученность в значительной степени зависит от трудности их выполнения.

 

Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большое количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя.

 

Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений).

 

Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тестыи ограничивать время размышления.

 

Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные

 

(рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала.

 

 

ОГЭ и ЕГЭ

 

В нашей стране итоговым методом проверки знаний учащихся служит итоговая аттестация (ОГЭ) за курс основного общего образования и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) за курс среднего полного образования.

 

Государственная итоговая аттестация (ОГЭ) — это основной вид экзамена в 9

 

классе средней школы.

 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации.

Является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы, колледжи, техникумы.

 

ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.

 

ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

 

Обязательные экзамены — русский язык и математика. Сдать можно любое количество предметов. Выбор сдаваемых предметов должен быть основан на том, по какой специальности или направлению выпускник 11 класса планирует получать высшее, или же среднее профессиональное, образование.

 

В перечне терминов ЕГЭ существуют такие понятия - «первичный балл» и «тестовый балл».

 

При проведении ЕГЭ используется стобалльная система оценки.

 

Выполненная экзаменационная работа оценивается в первичных баллах.

 

Количество первичных баллов за выполнение каждого задания можно узнать демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по предмету.

 

Для объективной оценки уровня подготовленности участника ЕГЭ применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ, с помощью которой первичные баллы переводятся в тестовые, которые и устанавливают итоговый результат ЕГЭ по 100-балльной шкале.

 

По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов,

 

преодоление которого подтверждает освоение основных общеобразовательных

программ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: