Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет
определённые функции. Функция -это работа, производимая тем или иным органом,
обязанность, подлежащая исполнению.
Функции оценки - это слагаемые той работы, которую призваны выполнять
рецептивно сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл
проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами.
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне,
она может обладать многими функциями.
Оценка может быть:
- ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
- стимулирующей, воздействующей на эффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
- воспитывающей — под непосредственным влиянием отметки происходит ускорение или замедление темпов умственной работы.
|
|
Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-
волевую сферы, т. е. на личность учащегося.
Однако как бы учащиеся ни научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя.
Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе должна качественно меняться.
Основная наша задача в оценочной деятельности — закреплять в учениках веру в свои формы общения и развивать в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая в них жизнерадостность.
Важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Давая оценку, учитель должен думать о дальнейшем росте ученика. Все переживанияу чащегося,связанные учебным трудом, обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем и, следовательно, являются показателем педагогического мастерства учителя.
Практика показывает, что безоценочная система обучения допустима лишь в начальном образовании.
Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся