Изучите и проанализируйте следующий материал (устно)

Пройдите следующий тест

 

       ТЕСТ

Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности

1. За что вас ценят ваши друзья?

а) Преданный и верный друг;

б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;

в) эрудированный, интересный собеседник.

 

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак­теристика вам более всего подходит:

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) отзывчивый.

 

3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:

а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;

б) я пытался это делать, но нерегулярно;

в) положительно, так как я давно это делаю.

 

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовер­шенствоваться, лучше учиться?

а) Нет достаточно времени;

б) нет подходящей литературы;

в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

 

5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

а) Невнимательный;

б) переоцениваю свои способности;

в) точно не знаю.

 

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак­теристика вам более всего подходит:

а) настойчивый;

б) усидчивый.

в) доброжелательный.

 

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак­теристика вам более всего подходит:

а) решительный:

б) любознательный,

в) справедливый.

 

 

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак­теристика вам более всего подходит:

а) генератор идей;

б)критик;

в) организатор.

 

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие каче­ства у вас развиты в большей степени:

а) сила воли;

б) память;

в) обязательность.

 

10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свобод­ное время?

а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;

б) читаю художественную литературу;

в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

 

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?

а) Научная фантастика;

б) религия;

в) психология.

 

12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

а) Спортсменом;

б) ученым;

в) художником.

 

13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

а) Трудолюбивым;

б) сообразительным;

в) дисциплинированным.

 

14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи­ваетесь его чаще всего?

а) Живи и наслаждайся жизнью;

б) жить, чтобы больше знать и уметь;

в) жизнь прожить - не поле перейти.

 

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) Человек здоровый, сильный духом;

б) человек, много знающий и умеющий;

в) человек, независимый и уверенный в себе.

 

16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?

а) Думаю, что да;

б) скорее всего, да;

в) как повезет.

 

17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?

а) Приключенческо-романтические;

б) комедийно-развлекательные;

в) философские.

18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?

а) Путешествовал бы и посмотрел мир;

б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю­бимое дело;

в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши­ну и жил бы в свое удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

Вопрос Оценочные баллы ответов Вопрос Оценочные баллы ответов
       
1 а) 2 6) 1 в) 3 10 а) 2 б) 3 в) 1
2 а) 3 б) 2 в) 1 11 а) 1 б) 2 в) 3
3 а) 1 6) 2 в) 3 12 а) 1 6) 3 в) 2
4 а) 3 6) 2 в) 1 13 а) 3 6) 2 в) 1
5 а) 2 6) 3 в) 1 14 а) 1 б) 3 в)2
6 а)3 б) 2 в) 1 15 а) 1 6) 3 в) 2
7 а) 2 б) 3 в) 1 16 а) 3 6) 2 в) 1
8 а) 3 б) 2 в) 1 17 а) 2 б) 1 в) 3
9 а) 2 б) 3 в) 1 18 а) 2 6) 3 в) 1

По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию.

Суммарное число баллов:

18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54

Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:

1 - очень низкий уровень;

2 - низкий;

3 - ниже среднего;

4 - чуть ниже среднего;

5 - средний уровень;

6 — чуть выше среднего;

7 - выше среднего;

8 высокий уровень;

9 - очень высокий уровень;

10 - наивысший.

 

 

Изучите и проанализируйте следующий материал (устно).

 

Индивидуальные образовательно-профессиональные программы

Все большее значение сегодня приобретает личностный подход к обучению, так как он позволяет максимально раскрыть всю многог­ранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставит ему в дальнейшем возможность са­мореализации в быстро меняющейся социальной среде. Ориентация на способности и склонности студента, на уровень его начальной под­готовки, стремление научить его самостоятельно собирать информа­цию, анализировать ее и применять на практике, соотносить с ре­альным миром требуют от высшей школы составления принципиаль­но новых образовательно-профессиональных программ, пересмотра содержания образования, форм и методов обучения, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение материала.

Возможности индивидуальных образовательно-профессиональ­ных программ достаточно обширны. Помимо того, что студенты име­ют право выбирать материал, они также решают, с кем, где и как его изучать. При этом сохраняются строгие требования. Студент обязан изучать предписанные для всех темы и предметы.

При составлении индивидуальных образовательно-профес­сиональных программ большое место отводится самостоятельной ра­боте студента. Индивидуальному изучению выбранной темы предше­ствует составление плана, в котором детально записывается цель ра­боты в виде постановки отдельных задач. Детализируется и процесс обучения - прочитать литературу в библиотеке, побеседовать со спе­циалистом, написать реферат. В плане предусматривается также фор­ма отчетности (написание реферата или доклада по изученной теме), а также собеседование по данной теме с педагогом.

При составлении индивидуальных образовательно-профес­сиональных программ основными являются три фактора: содержание курса, время обучения и уровень достигаемых знаний. Содержание во многом определяется теми целями, которые ставятся перед студентом при изучении данного материала.

Если предмет базовый и профессионально ориентированный, то всем студентам предлагается обязательный минимум его содержания. Второй компонент - время изучения установленного объема материа­ла. Здесь перед студентами ставится задача: изучить тему таким обра­зом, чтобы иметь высокий уровень знаний и практически владеть приемами по выполнению определенных операций. Третий компонент программы - объем теоретических знаний, получаемых студентами в результате изучения курса.

При составлении индивидуальных образовательно-профес­сиональных программ рекомендуется учитывать следующие факторы: количество студентов, переходящих на индивидуальные программы, количество учебного времени, отводимого на индивидуальное обуче­ние, учебные материал, методы изучения элективных предметов, формы организации учебного процесса, выделение основного компо­нента в изучаемом предмете, роль руководства в изучении данного предмета, соотнесение содержания предмета с окружающей средой, структура изучения, методика оценивания достижений учащихся.

При составлении индивидуальных программ учитываются:

- эмоциональная и социальная зрелость, уровень знаний, склон­ности, взгляды, духовные ценности, интересы, стиль учебы, личност­ные качества, готовность изучать данный предмет по индиви­дуальному плану;

- какие качества будут развиваться у студента в процессе обуче­ния, что поможет их накоплению, существует ли возможность альтер­нативного подхода к изучению данного материала;

- концепции, лежащие в основе разработки программ, структура преподавания курса (в хронологическом порядке, отдельными темами, основные понятия при изучении тем, умения, необходимые для более полного усвоения материала, ведущая деятельность студента и пре­подавателя).

Разработанная программа является индивидуальным рабочим планом студента, однако она может меняться в любое время в связи с изменениями исходных предпосылок. Корректировка программы ве­дется совместно - студентом и преподавателем.

Построенный на основе данных индивидуальной программы процесс профессиональной подготовки приобретает для студента личностно значимый характер, становится более мотивированным, носит коррекционный характер.

Деятельность преподавателя-консультанта связана с координа­цией работы всех преподавателей, работающих с закрепленными за ним и студентами, организацией их самовоспитания.

Способы саморазвития

Саморазвитие - собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, твор­чества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возмож­ности самовоспитания - в процессе естественного физиологического, психического, социального развития.

Саморазвитие может быть осознанным и бессознательным. Бес­сознательное, спонтанное саморазвитие: физическое и физиологичес­кое развитие любого организма. Сознательное саморазвитие выступа­ет как самовоспитание и самосовершенствование.

Учитель обязан постоянно совершенствоваться, так как опыт, не обогащаемый притоком свежих знаний, перестает быть источником движения. Уровень образования определяется не только способно­стью специалиста владеть совокупностью технологических навыков, но и способностью к профессиональному мышлению на уровне со­временных и перспективных технологий, способностью к постоянно­му самосовершенствованию. Все грани педагогического ума вырас­тают на почве постижения науки, искусства и действительности.

Для студента - будущего учителя положение о саморазвитии яв­ляется руководством для подготовки своей личности к предстоящей педагогической деятельности.

Овладение любой деятельностью происходит в процессе самой этой деятельности. Не составляет исключения и саморазвивающая де­ятельность.

Творческая работа по саморазвитию предполагает:

- осознание готовности к саморазвитию;

- знакомство с основами саморазвития;

- разработку долгосрочной программы собственного самостоя­тельного совершенствования в системе непрерывного самообразова­ния;

- определение своих профессионально-личностных качеств, тре­бующих дальнейшего совершенствования и корректировки и выра­ботку активной позиции по отношению к своей личности, к своей бу­дущей профессиональной деятельности;

- формирование первоначальных умений работать над собой.

К способам саморазвития можно отнести следующие: тренинги самопознания; самообразование; работу с общеобразовательными и психолого-педагогическими источниками; педагогическую практику;

изучение и обобщение передового педагогического опыта, педа­гогическое творчество и научно-поисковую деятельность.

В профессиональном саморазвитии педагога можно выделить три основные направления:

а) приобретение новых знаний;

б) рефлексию;

в) приобретение и использование навыков саморегуляции;

Основными источниками новых знаний являются психолого-

педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (за­коны, указы, программы развития образования и др.), газетные статьи, теле- и аудипрограммы, видеоматериалы. С распространением сети Интернет в ней появляется все больше сайтов, затрагивающих про­блемы детей, подростков и молодежи, работы с ними, различные ас­пекты воспитания и обучения. Важным для учителя является попол­нение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культу­ры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания можно приобрести как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий.

Один из основных способов саморазвития будущего учителя - педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского - «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии оз­начает процесс размышления человека о происходящем в его состоя­нии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, аб­страгировавшись от всего внешнего. Но рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оцени­вается другими, как другие видят его личностные и когнитивные осо­бенности, эмоциональные реакции. Высший уровень педагогической рефлексии - размышления о себе в профессии.

Существуют несколько основных способов рефлексивного ана­лиза:

- индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

- обращение к помощи наставника - более опытного коллеги;

- рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотра­жение людьми друг друга (я в своих глазах, я в глазах другого), ре­зультатом чего становится понимание человеком того, каков же он на самом деле.

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необхо­димо найти ответы в ходе рефлексии:

- что я думаю о своей работе;

- что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

- каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, ког­нитивные) и как они проявляются в работе;

- как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым педагогом незави­симо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока или классного часа, поможет педагогу не только прояснить свое поведение в их ходе, положительные или нега­тивные моменты, но и «поставить точку».

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

- сосредоточенность - не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути возникающих ассоциаций;

- самоуглубленность - никто и ничто не должно отвлекать;

- акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства - обязательный элемент рефлексии. Необхо­димо обдумывать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Приобретение и использование навыков саморегуляции - тре­тий главный фактор саморазвития педагога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, пси­хологи и др.) периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как ре­зультат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психо­логическим состоянием является одним из компонентов профессио­нальной педагогической техники.

«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок.

 

Профессиональное самообразование будущего учителя

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосо­зидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует про­блема самосовершенствования. В данном случае самообразование вы­ступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятель­ности человека в продуктивную, приближающую индивида к творче­ству.

Каковы функции самообразования?

М. Князева выделяет несколько таких функций:

- экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;

- компенсаторная - преодоление недостатков школьного обуче­ния, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

- саморазвития - совершенствование личной картины мира, сво­его сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

- методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

- коммуникативная - установление связей между науками, про­фессиями, сословиями, возрастами;

- сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, не­пременное дополнение ее;

- омолаживания - преодоление инерции собственного мышле­ния, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося);

- психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллек­туального движения человечества;

- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, ко­торое сопутствует ему всегда.

Профессиональное самообразование будущего учителя - целе­направленная самостоятельная деятельность студента по усовершен­ствованию имеющихся и приобретению новых психолого- педагогических и методических знаний и их творческое использова­ние в соответствии с характером выполняемой работы.

Профессиональное самообразование выполняет следующие функции:

- дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания;

- компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения;

- способствует формированию индивидуального стиля педагоги­ческой деятельности;

- является средством самопознания и самосовершенствования.

В профессиональное самообразование включаются 4 вида само­образовательной деятельности: фоновое общеобразовательное само­образование; фоновое педагогическое самообразование; перспектив­ное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятель­ная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художе­ственной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного ха­рактера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накоп­ление и классификация различных материалов для использования в учебной работе.

Перспективное профессиональное самообразование - работа студента над определенной предметной или психолого-педагоги­ческой, методической проблемой, рассчитанная на достаточно дли­тельный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Актуальное педагогическое самообразование - работа над от­дельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей учебной деятельности.

Каждый содержательный компонент самообразования будущего учителя может находиться на различных уровнях сформированное™, в результате вся самообразовательная деятельность выступает как многоуровневое образование.

 

Метод «портфолио» как способ профессионального развития

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать метод, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить кон­сультирование его со стороны более квалифицированных педагогов и администрации, а также сделать более объективную оценку его про­фессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

• набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты. Справки, грамоты. Характеристики, реко­мендации и др.);

• методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методиче­ские разработки, примеры творческих или иных работ детей;

• описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблю­дения супервизора и оценки работы с его стороны);

• результаты аттестаций и иных видов оценки работы учителя.

По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включе­ны и иные документы.

Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.

Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?

1. Помощь в развитии карьеры учителя.

В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттеста­ционную категорию, административную работу или собирается по­менять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио инфор­мацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с неболь­шого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, на процессы обучения и воспитания. Цель написания эссе - выявить ценностные ориентиры и направлен­ность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе.

Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов урока, воспитательных мероприятий и т.д. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффектив­ность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы.

Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры пе­дагога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и т.д.

Последний раздел - документы, отражающие уровень образова­ния, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертифи­каты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов спе­циалиста.

Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», от­ражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разде­лы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному ис­пользованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам ра­боты. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего раз­вития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг ста­новятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположе­ние документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять за­вершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного го­да. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год - одна-две недели после завершения учебного года.

Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну не­делю до учебного года - с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учеб­ного года, себя в профессии, учеников, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. В течение года в портфолио до­бавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения по­ставленной цели и всей работы.

3. Помощь в профессиональном развитии педагога.

В портфолио необходимо отразить основные, «базовые» прин­ципы профессионального развития данного специалиста. Для чего не­обходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы на­правления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт?

Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой це­лью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажиров­ка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи на­ставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как пра­вило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эф­фективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей.

Следующий раздел посвящен определению форм и методов раз­вития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеома­териалы, резюме, ксерокопии статей и др.

Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повыше­нию эффективности используемых методов и освоению новых мето­дик и технологий.

Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: