Одной из основных задач комиссии по объектам ПУФ является организация исследования устойчивости объектов в чрезвычайных ситуациях во время мира и войны, которое должно проводиться не реже одного раза в пять лет.
Основной целью проведения исследований стабильности является прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций в мире и военном конфликте на 5-10 лет, характер их воздействия на здание в целом и выявление наиболее уязвимых элементов во всех системах и структурных подразделениях здания.
На основе материалов исследования разрабатывается комплекс организационных, инженерно-технических, специальных технологических мероприятий для оборудования ПУФ
Осуществление исследований стабильности работы объекта организуется комиссией ПУФ, при необходимости с участием научно-исследовательских и проектных организаций.
Исследование может быть выполнено силами объекта. В этом случае это обычно выполняется в три этапа:
· 1 этап – организационный;
· 2 этап – исследовательский;
· 3 этап – разработка и планирование мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.
В первую очередь принимаются меры по организации исследований. Для этого определяются цели исследования, объем исследовательской работы, необходимые силы и средства их выполнения.
Клиринговые и исследовательские группы создаются на базе служб и подразделений объекта. Эти группы возглавляются главным инженером, главным механиком, другими главными специалистами и менеджерами по обслуживанию и подразделениями оборудования.
Изучение устойчивости работы цехов и других отделов ведется их начальниками, которые в свою очередь входят в группу руководителя исследований под руководством главного инженера объекта - председателя комиссии по ПУФ.
Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются комиссией по ПУФ, техническими службами и отделами, а также специально назначенными лицами по ГО и ЧС объекта. К таким документам относятся: приказ руководителя объекта, план проведения исследований и задания расчетно-исследовательским группам.
В приказе руководителя объекта должно быть отражено:
· цель исследований и сроки их проведения;
· объем предстоящих работ (перечень структурных подразделений, систем и элементов объекта, устойчивость функционирования которых подлежит исследовать);
· состав расчетно-исследовательских групп по направлениям исследований (группа руководителя, начальника отдела капстроительства, главного механика, главного технолога и т.д.);
· вид отчетности и сроки ее представления;
· контроль за проведением исследований.
План исследования должен включать в себя список всех мероприятий, выполненных в ходе исследования, с указанием сроков их осуществления, ответственных исполнителей и вида отчетности.
Каждой исследовательской группе назначаются задания для проектных и исследовательских групп. Он должен охватывать перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, с указанием сроков переходных этапов, а также возможных максимальных уровней вредных факторов, которые могут возникнуть в чрезвычайных ситуациях.
Организационный этап заканчивается встречей с руководителями объекта, где руководители получают основные рекомендации по порядку предстоящих исследований, изучению методологии оценки устойчивости, инженерным расчетам и разработке мер по повышению устойчивости элементов и систем станции.
На втором этапе исследовательские группы или комиссия ПУФ определяют факторы, влияющие на стабильность оборудования, и оценивают стабильность оборудования в целом и стабильность работы отдельных элементов и систем оборудования.
В ходе второго этапа производится оценка устойчивости функционирования объекта при чрезвычайных ситуациях по следующим направлениям:
· определение вероятности и причин возникновения ЧС и оценка их влияния на жизнедеятельность объекта;
· оценка физической устойчивости основных технологических элементов объекта;
· оценка надежности защиты персонала объекта;
· определение устойчивости системы управления;
· оценка надежности материально-технического снабжения и производственных связей;
· определение готовности объекта к восстановлению;
· прогноз устойчивости функционирования объекта в целом.
Рассмотрим порядок исследования устойчивости функционирования объекта в ЧС мирного и военного времени.
1. При оценке вероятности возникновения ЧС на объекте или вблизи его и влияние ЧС на жизнедеятельность объекта определяются:
· виды ЧС, которые могут возникнуть на объекте или вблизи его, причины возникновения и их возможный характер, параметры поражающих факторов и продолжительность их воздействия;
· прогноз возможного ущерба производству, застройке объекта и технологическому процессу;
· прогноз последствий воздействия поражающих факторов на людей;
· общее влияние ЧС того или иного вида на функционирование объекта.
2. При оценке физической устойчивости объекта определяются:
· Элементы объекта, чувствительные к воздействию этого вредного фактора (список элементов объекта будет составлен с кратким описанием) и будут занесены в таблицу оценки устойчивости объекта;
· Степень разрушения элементов объекта при различных параметрах вредного фактора приведена в таблице для оценки устойчивости объекта и установки показателя устойчивости этих элементов, т.е. Максимального значения вредного фактора, при котором устойчивость объекта не нарушается;
· наиболее уязвимые элементы, которые существенно влияют на работу объекта (согласно таблице оценки устойчивости оборудования);
· технически осуществимый и экономически обоснованный предел для повышения устойчивости слабых элементов здания;
· способность оборудования выполнять производственные задачи (планы, программы);
· технические и технические меры, направленные на повышение устойчивости наиболее важных элементов здания (посредством соответствующих расчетов) и сравнительную оценку их технико-экономической эффективности.
3. При оценке уровня защиты персонала объекта определяется:
· количество защитных сооружений и различных конструкций, которые можно использовать для защиты персонала установки и его защитных свойств;
· общая вместимость рассматриваемых конструкций с учетом возможного повторного уплотнения;
· максимальное количество сотрудников, которые могут находиться в учреждении во время убежища;
· количество пропущенных мест в защитных сооружениях и в сооружениях, которые можно использовать для защиты персонала;
· возможность использовать верхние этажи зданий для защиты людей от определенных видов чрезвычайных ситуаций,
· возможность быстро выводить людей из рабочих помещений в случае возникновения чрезвычайной ситуации, включая сигнал «ВТ»;
· определение устойчивости (надежности) зданий и сооружений, в которых будут находиться люди в ходе выполнения своих обязанностей и на отдыхе;
· безопасность персонала и членов их СИЗ;
· создание системы питьевого водоснабжения и возможность предоставления производственных мощностей для персонала;
· Объем финансирования первой помощи, доступного для распределения КС;
· готовность помещений, в том числе ПРУ, к распространению респираторных изменений в западной зоне.
С точки зрения защиты человека следует указать следующее:
a. для защиты персонала на установке:
• процент покрытия в защитных сооружениях и процент покрытия в регулируемых помещениях;
• процент безопасности персонала на объектах СИЗ;
b. для защиты в пригородных районах:
• процент жилья для рабочих, служащих и членов их семей на существующих подстанциях и в регулируемых помещениях;
• Процент хорошо оплачиваемых работников и членов их семи СИЗ.
4. При оценке устойчивости системы управления объектом определяется следующее:
• наличие, качество, безопасность и доступность контрольно-пропускных пунктов и центров связи;
• План замены команды управления объектом в случае убытков.
5. При оценке надежности материально-технического снабжения и производственных отношений определяется следующее:
• запасы сырья, топлива, комплектующих и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта;
• преемственность существующих отношений с поставщиками комплектующих и потребителями готовой продукции;
• наличие и реальность планов по переводу производства на использование местных материалов.
6. При определении готовности объекта к возобновлению прерванного производства определяется следующее:
• наличие планов и графиков восстановления объекта после получения незначительного и умеренного ущерба;
• наличие технической документации для реставрационных работ;
• обеспечение реставрационных работ материалами, оборудованием, строительными конструкциями;
• наличие и готовность сил и ресурсов для проведения реставрационных работ.
На основе исследования стабильности работы объекта силами расчетно-исследовательских групп под общим руководством комиссии объекта разрабатываются технические и технические меры по повышению устойчивости с возможным привлечением специализированных организаций или отдельных экспертов.
К числу инженерно-технических мероприятий относятся:
· обеспечение бесперебойной работы инженерно-технического комплекса объекта с учетом его состояния как возможного источника чрезвычайных событий;
· обеспечение подачи оборудования от двух независимых источников или оборудования двух вводов электрических сетей с разных направлений;
· обеспечение защиты трансформаторных станций (установка дополнительных кирпичных или железобетонных стен, их окружение землей и т. Д.);
· заглубление в землю кабельных энергетических сетей;
· приобретение и подключение к электросети оборудования мобильной электростанции;
· обеспечение подачи воды на объект из двух независимых источников, один из которых подходит для подземных;
· обеспечение обратного потока в сетях водоснабжения оборудования;
· углубление сетей водоснабжения и резервуаров питьевой воды в почву;
· герметизация артезианских скважин;
· размещение пожарных гидрантов в нежилых зонах;
· обеспечение подачи газа на объект из двух независимых источников;
· углубление газовых сетей в землю;
· обеспечение петлевых газовых сетей на объекте;
· установка автоматических устройств, вызванных перепадом давления в газовых сетях, а также запорные клапаны с дистанционным управлением;
· обеспечение защиты резервуаров путем установки железобетонных казематов и погружения их в почву.
Все эти и другие мероприятия должны осуществляться пропорционально новому строительству или реконструкции объекта или его отдельных частей.
После завершения второго этапа научно-исследовательские группы подготовят предложения по организационным, инженерным и специальным действиям, направленным на повышение устойчивости оборудования и его элементов.
На третьем этапе сотрудники Комиссии МУФ и Командования гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций обобщают материалы второго этапа исследования, организуют разработку мер МУФ для объекта, сообщают о выполненных работах и планируют меры по повышению устойчивости объекта в ходе гражданских и военных операций. время.
Основным документом, разработанным на третьем этапе, является проект плана действий по повышению устойчивости объекта. План и приложения к нему содержат перечень мер, направленных на повышение устойчивости оборудования, их объемы, перечень необходимых материалов и оборудования, указывают необходимые силы и ресурсы, задействованные в работе, и ответственных руководителей, сроки, затраты на оплату труда.






