Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

ТЕМА РЕФЕРАТА: Милий Алексеевич Балакирев

 

 

Работу выполнил ученик 9 класса Чигин Артур Борисович

 

 

г.Санкт-Петербург

2020г.

 

 

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836, Нижний Новгород — 16 мая 1910, Санкт-Петербург) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».

 

Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию "Исламей" (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.

Балакирев – автор 40 романсов. Композитор положил на музыку стихи "Утес" и "Когда волнуется желтеющая нива" Михаила Лермонтова, "Я пришел к тебе с приветом" и "Шепот, робкое дыханье" Афанасия Фета.

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром — сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения — романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой. По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным. В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа — наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» — Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: